Идея подняться в воздух будоражила умы с глубокой древности. Люди пытались придумать способ покорить небесные просторы. Первым аппаратом, поднявшим человека в небо, был воздушный шар, построенный братьями Монгольфье (Франция, 1783 г.). Прошло немало времени, прежде чем аэростат стал управляемым. Это был управляемый аэростат А. Жиффара (Франция, 1852 г.). В 1901 г. французский воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон обогнул на дирижабле Эйфелеву башню, доказав тем самым маневренность своего аппарата. Первые успешно летавшие управляемые аэростаты были мягкой конструкции. Среди них французские дирижабли «Patrie», (1908 г.), «Clement Bayard», (1909 г.), немецкие дирижабли «Parseval» (1909 г.), «Gross» (1909 г.), аэростаты А. Сантоса-Дюмона и братьев Лебоди. Однако техническая мысль совершенствовалась в направлении дирижаблей жесткой системы. Их строительство началось в 1900 г. в Германии графом Ф. Цеппелином по патенту австрийского инженера Д. Шварца. Гибель «цеппелинов» и стремительный прогресс авиации, начало которому положили братья Райт (США, 1903 г.), оставили эпоху дирижаблестроения далеко позади.

За знаменательным полетом французского авиатора Л. Блерио, который в 1909 г. на моноплане собственной конструкции пересек Ла-Манш, последовали успешные полеты авиаторов разных стран, появились различные конструкции аэропланов («Вуазен», «Фарман», «Реп»), в том числе тяжелые, с мощными двигателями, предназначенные для большого числа пассажиров (самолеты И.И. Сикорского «Илья Муромец», А.Н. Туполева «Максим Горький»).

Автор оригинальных технических проектов К.Э. Циолковский, тщательно отслеживая развитие воздухоплавания и авиации по журнальным публикациям, на страницах своих брошюр указывал на достоинства летательных аппаратов и ошибки конструкторов. Однако проекты его «птицеподобной авиационной летательной машины» (1894 г.), многомоторного гидроплана типа «летающее крыло» (1929 г.), «стратоплана полуреактивного» – буксировщика космической ракеты (1932 г.) не удостоились внимания современников. И причиной тому – гениальность основоположника теоретической космонавтики, жившего «впереди своего века».

Материалы выставки рассказывают о первых шагах в небо, о достижениях человечества, связанных с завоеванием воздуха в конце ХIХ — первой трети ХХ века, о научном творчестве К.Э. Циолковского в области воздухоплавания и авиации, которое пришлось на указанный период. В центре внимания уникальная коллекция филокартии и станковая графика из собрания музея. Это документальные, художественные открытки и плакаты – символы эпохи, на которых запечатлены первые летательные аппараты, их создатели и моменты истории завоевания воздуха. Автор коллекции Б.Н. Воробьев (1882-1965), известный деятель в области воздухоплавания, знакомый К.Э. Циолковского и пропагандист его трудов, современник, свидетель, участник многих событий, связанных с развитием дирижаблестроения и авиации в России и за ее пределами.

Плакаты представлены в подлинниках. Часть филокартии можно видеть как в подлинниках, так и в копиях – на бумажном носителе и в цифре.

Посетители выставки увидят:

— печатные труды К.Э. Циолковского «Аэростат металлический управляемый» (1892), «Простое учение о воздушном корабле и его построении» (1904), «Успехи воздухоплавания в XIX веке» (1901), «Новый аэроплан» (1929), «Реактивный аэроплан» (1930);

— плоскостные модели оболочки дирижабля системы К.Э. Циолковского, изготовленные ученым из жести латуни и коленкора;

— фотоальбом «Фотохроника ЦАГИ» — история покорения неба на дирижаблях и аэропланах (2014);

— книги из личной библиотеки Б.Н. Воробьева (1911-1915);

— фотоматериалы;

— авиационные бортовые часы.

Материалы выставки сопровождаются цитатами из работ К.Э. Циолковского.

Название выставки заимствовано из двух изданий. Это настольная книга по воздухоплаванию и летательной технике «Завоевание воздуха» (1909). Авторы статей — немецкие ученые, инженеры, воздухоплаватели. Издание с предисловием Ф. фон Цеппелина обобщает материалы о полетах на заре воздухоплавания. На иллюстрациях первые летательные аппараты, их создатели, моменты истории завоевания неба. И это книга известного исследователя в области воздухоплавания и авиации К.Е. Вейгелина «Завоевание воздуха» (1913).

На экране презентация фото-открыток из собрания музея и кадры кинохроники о первых полетах.

Выставка предназначена для посетителей разных категорий. Целевая аудитория – школьники, студенты, взрослые.

Выставка работает с 1 ноября до 12 декабря 2019 года.