В зале научной биографии К.Э. Циолковского ГМИК им. К.Э. Циолковского работает выставка «Первые шаги в небо. Воздухоплавание и авиация на рубеже XIX-XX веков».

Первым аппаратом, поднявшим человека в небо, был воздушный шар, построенный братьями Монгольфье (1783). Прошло немало времени, прежде чем аэростат стал управляемым (дирижабль А. Жиффара, 1852). Первые успешно летавшие управляемые аэростаты имели мягкую конструкцию, однако техническая мысль совершенствовалась в направлении дирижаблей с жестким каркасом. Цельнометаллический дирижабль системы К.Э. Циолковского, способный перемещаться без балласта и потери несущего газа, так и не был построен (Дирижаблестрой, 1930-е). Гибель «цеппелинов» и стремительный прогресс авиации, начало которому положили братья Райт (1903), остановили эпоху дирижаблестроения. Но проект «птицеподобной авиационной летательной машины», разработанный К.Э. Циолковским за 9 лет до Райтов (1894), не удостоился внимания специалистов, как и конструкции многомоторного гидроплана типа «летающее крыло» (1929), «стратоплана полуреактивного» – буксировщика космической ракеты (1932). И причиной тому – гениальность К.Э. Циолковского, жившего «впереди своего века».

В центре внимания настоящей выставки уникальная коллекция филокартии из собрания ГМИК им. К.Э. Циолковского. Это документальные и художественные открытки по теме «Воздухоплавание и авиация» с изображением летательных аппаратов разных стран, их конструкторов, воздухоплавателей и пилотов. Основная часть коллекции принадлежала Б.Н. Воробьеву (1882-1965), известному деятелю в области воздухоплавания и авиации, знакомому Константина Эдуардовича, ученому секретарю Комиссии Академии наук СССР по разработке научного наследия К.Э. Циолковского и первому биографу ученого. Коллекция была передана в Дом-музей К.Э. Циолковского в феврале 1966 года вдовой Бориса Никитича Марией Федоровной.

Вниманию посетителей предлагается около 90 открыток. Это открытки из фотоальбомов (снимки выполнены в период 1908-1928 гг.) и серия открыток «Как человек научился летать» (издательство «Изобразительное искусство», 1977 г.). Часть филокартии представлена в столах (подлинники и копии), часть – в цифре.

Великий русский ученый К.Э. Циолковский, навсегда вписавший свое имя в анналы научной теории воздухоплавания и авиации, тщательно отслеживал их развитие по журнальным публикациям и на страницах своих брошюр указывал как на достоинства летательных аппаратов, так и на ошибки их создателей. Отдельные высказывания Константина Эдуардовича, чаще всего не знакомые массовому посетителю, трансформированы в плоскость выставки. Тем самым авторы постарались подчеркнуть широту интересов К.Э. Циолковского, разносторонность его творческой мысли, компетентность в вопросах воздухоплавания и авиации, глубину проработки предложенных им технических решений, правоту взглядов ученого относительно аппаратов будущего.

Брошюры представлены в подлинниках, чтобы посетитель смог увидеть не только ценные экспонаты, раритеты, но и мемории. Реликвийность экспонатов — форма диалога музея с посетителем. Репрезентация научного творчества К.Э. Циолковского с помощью реликвий, на наш взгляд, значительно дополняет выставочный проект с точки зрения его содержания, повышает значимость выставки, делает ее более привлекательной.