25 января в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (г. Калуга) в буквальном смысле слова яблоку негде было упасть от наплыва посетителей. Более 800 калужан пришли на встречу с д.т.н., академиком РАЕН, профессором, одним из творческих руководителей программы создания МТКК «Буран», Николаем Степановичем Мельниковым и летчиком-испытателем, президентом Российского фонда «Мир Сент-Экзюпери», Мстиславом Степановичем Листовым. К сожалению, по состоянию здоровья не смогли приехать так ожидавшиеся командир отряда космонавтов космолета «Буран» Игорь Волк и летчик–испытатель Марина Попович.
Николай Мельников рассказал, как разрабатывался «Буран», какие возникали трудности и как они преодолевались. Одна из основных технических проблем, над решением которой как раз и работала группа Н. Мельникова, состояла в разработке технологии посадки космолета. Трудность заключалась в том, что совершать посадку «Бурану» приходилось без двигателей. И космонавтам надо было к этому приспосабливаться. Мстислав Листов добавил, что И.Волк при полете на самолетах старался совершать посадку с выключенными двигателями.
Вторая трудность – космонавты практически сразу после выхода из состояния невесомости должны были приступить к пилотируемому полету. А все мы видели, как после долгого пребывания в космосе летчиков буквально на руках выносят из спускаемого аппарата. Поэтому в рамках подготовки к полету на «Буране» И. Волк в 1984 году и А.Левченко в 1987 году сразу после возвращения на Землю из космического полета провели эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенным системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур. Так проверяли реакции пилотов после воздействия факторов космического полета.
Н. Мельникову удалось найти алгоритмы, при которых «Буран» поэтапно мог спуститься на землю, подготовить космонавтов к такой системе спуска. Так была разработана человеко-машинная система управления космического аппарата самолетного типа с рациональным распределением и сочетанием функций искусственного интеллекта машины и естественного интеллекта экипажа.
Как отметил Евгений Кузин, директор Государственного музея истории космонавтики, «вклад Н. Мельникова в то, что «Буран» смог полететь и вернуться обратно, поистине велик».
Кроме технических проблем, разработчики программы сталкивались и с проблемами другого рода – бюрократическими, политическими. Николай Семенович рассказал, что во время работы они поняли: чиновники не заинтересованы в завершении этого проекта. «Создать «Буран» удалось только благодаря энтузиастам, которые не боялись пожертвовать своей карьерой, благополучием ради этого проекта», — сказал Н. Мельников.
На встрече состоялась презентация книги Н. Мельникова «Бураном сожженные». Книга рассказывает о малоизвестных сторонах драматической истории создания космолета «Буран», о летчиках-испытателях, И.П. Волке, О.Г. Кононенко, А.В. Щукине, А.С. Левченко, Р.-А.А.Станкявичюсе, готовившихся к полету, но так и не реализовавших свои планы.
В конце встречи гости с удовольствием ответили на вопросы посетителей.