17 сентября 2022 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского будет отмечаться знаменательная дата – 165 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, великого русского ученого, с творчеством которого напрямую связаны теоретические основы мировой космонавтики. В память о знаменитом деятеле науки, в честь которого назван музей, на Сайте музея, начиная с апреля месяца и до конца года, в режиме еженедельного обновления будут представляться научно-популярные публикации опытных сотрудников, исследователей жизни и научного творчества ученого, патриархов музейного дела. Тематика обширна. Это малоизвестные факты из биографии русского самородка, аспекты научного творчества, кладезь педагогической мысли, всемирное признание заслуг космического пророка, анонс событий, интересных встреч в ГМИК им. К.Э. Циолковского и Доме-музее ученого, коммуникации с музеями космического профиля. Надеемся, публикации вызовут неподдельный интерес у виртуального посетителя музея.

1

ПОБЕДИТЕ СОЛНЦЕ…

Константин Эдуардович Циолковский оставил выдающееся наследие в области ракетодинамики и космонавтики, много занимался различными видами наземного, наземно-космического, воздушного, воздушно-космического транспорта. Но есть в его творчестве страница, которая привлекает внимание сегодня. Именно в наше время особенно актуальными становятся мысли об использовании солнечной энергии.

Подробнее...

3

КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО: ОТ ФАНТАЗИИ К РЕАЛЬНОСТИ

Анализируя творчество основоположника теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, нельзя не заметить тот огромный потенциал фантазии, который дал крылья его смелым научно-техническим прогнозам, принципиальным научным гипотезам. «Учëный должен быть наделëн фантазией, – писал Константин Эдуардович, – так как фантазия играет видную роль… в науке»…

Подробнее...

03

ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ

Есть люди, которые рождаются с чувством, что им тесно на Земле. В одной из автобиографий К.Э. Циолковский писал: «Я отлично помню, что моей любимой мечтой в самом раннем детстве, еще до книг, было смутное сознание о среде без тяжести, где движения во все стороны совершенно свободны и безграничны… Откуда явились такие желания – я до сих пор не могу понять. И сказок таких нет, а я смутно верил и чувствовал, и желал именно такой среды без пут тяготения».

Подробнее...

2

«… Я БЫЛ СТРАСТНЫМ УЧИТЕЛЕМ»

Жизнь Константина Эдуардовича Циолковского сложилась так, что он не имел законченного образования, ни среднего, ни высшего. Однако более 40 лет проработал школьным учителем. Как это было? В 1879 году он сдал экстерном экзамены в Рязанской гимназии, получил звание учителя уездного училища по математике. Циолковскому тогда исполнилось 22 года. Почему решил он стать учителем? Отец Циолковского, Эдуард Игнатьевич, имел опыт преподавания в таксаторских классах, где обучали будущих лесничих. Сам Константин чувствовал в себе педагогические способности, уже имел к этому времени опыт репетитора, доступно объяснял алгебру и геометрию.

Подробнее...

Отдельное издание статьи Гений среди людей

«Я ТАКОЙ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО, ДА И НЕ БУДЕТ…»

Чаще всего внимание исследователей привлекает научная биография К.Э. Циолковского. О нем, как теоретике космонавтики и ракетно-космической техники, можно прочитать очень много. Хотелось бы обратить внимание на такой вопрос, как самооценка этого великого русского мыслителя.

Подробнее...

Памятная доска

ДОМИК НА КОРОВИНСКОЙ УЛИЦЕ

Перебравшись в 1892 году из Боровска в Калугу, К.Э. Циолковский вместе с большой семьей много лет скитался по частным квартирам, мечтая о собственном жилье. Наконец, спустя 12 лет, в мае 1904 года, мечта стала реальностью. Небольшой домик с маленькими окнами и низкими потолками располагался на самой окраине города, в конце улицы, круто сбегавшей к Оке. Только большая зеленая поляна и Смоленский большак отделяли дом от полноводной реки.

Подробнее...

На заставку

«ГЕНЕРАТОР» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Современное развитие общества диктует новые требования к образованию. Необходимы яркие, нестандартные педагогические идеи, которые не просто шли бы в ногу с социально-экономическим развитием общества, но также служили бы опорой, базисом для возведения незыблемых ценностей нравственности, патриотизма. Одни педагоги разрабатывают подобные идеи, ориентируясь на собственные знания, взгляды и опыт, другие предпочитают заимствование у маститых деятелей в области образования. Между тем, «генератором» педагогических идей был К.Э. Циолковский.

Подробнее...