В 1879 году К.Э. Циолковский экстерном сдал экзамен на звание учителя математики уездных училищ. Получив свое первое назначение «исправляющим должность учителя арифметики и геометрии» Боровского уездного училища, в январе 1880 года прибыл к месту службы в губернский центр и остался в Боровске на 12 лет.

По признанию ученого, в Боровске он сделал первые серьезные шаги в науке. Здесь им было написано десть научных трудов. Тематика различна: аэродинамика, воздухоплавание, теоретическая космонавтика. В Боровске Константин Эдуардович встретил верную спутницу жизни Варвару Евграфовну Соколову, с которой 20 августа 1880 года обвенчался в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь у Циолковских родилось четверо детей: Любовь (1881), Игнатий (1883), Александр (1885), Иван (1888). В Боровске за Циолковским прочно закрепилась слава талантливого преподавателя, незаурядного педагога, которого дети обожали.

В конце 60-х годов XX века в доме № 49 по улице имени К.Э. Циолковского (бывшая улица Круглая) на общественных началах был открыт музей К.Э. Циолковского. Это был дом М.И. Помухиной, где с апреля 1887 года по осень 1888 года семья Циолковских снимала квартиру. Экспозиция музея, преимущественно иллюстративного характера, рассказывала о творчестве ученого. Спустя несколько лет, музей прекратил существование. К 140-летию со дня рождения ученого дом был отреставрирован. И 19 сентября 1997 года в торжественной обстановке состоялось открытие Музея-квартиры К.Э. Циолковского – отдела Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Экспозиция музея знакомит с жизнью и деятельностью основоположника теоретической космонавтики. На первом этаже рассказывается о научном творчестве Циолковского, о пребывании семьи Циолковских в Боровске. В основе экспозиционного построения – архивные документы, автобиографические заметки, научные труды ученого, воспоминания его родных и близких.

Музей открывается разделом «К.Э. Циолковский в Боровске». Боровский период жизни Циолковского представлен планом города и старыми фотографиями, запечатлевшими около тридцати памятных мест. Живописные окрестности города полюбились молодому учителю. Зимой на коньках под зонтом он «мчался по льду, влекомый силою ветра», катался на лыжах с горы Высокой, летом плавал на лодках собственной конструкции с женой, друзьями, учениками. Многие памятники архитектуры, хорошо знакомые Циолковскому, сохранились до наших дней. Это дома, в которых семья Циолковских снимала квартиру, дома друзей, коллег и добрых приятелей, у которых любил бывать Константин Эдуардович. Среди них А.С. Толмачев, И.М. Ладожин, Е.С. Еремеев, С.Е. Чертков, И.И. Извеков, И.В. Шокин, Н.К. Феттер. Все они относились к ученому «исключительно хорошо», ценя в нем «умение мастерить и отзывчивость», уважая его трудолюбие, преданное отношение к делу, склонность к изобретательству.

Раздел «Семья Э.И. Циолковского» представлен генеалогическим древом Циолковских, фотоснимками Эдуарда Игнатьевича и Марии Ивановны – родителей Константина Эдуардовича, бабушки Феклы Евгеньевны Юмашевой, которая принимала участие в воспитании Кости с первых лет его жизни. Здесь же портрет Константина в возрасте 5-6 лет, портреты родственников по линии отца. В разделе «Семья Е.Е. Соколова» можно видеть генеалогическое древо Соколовых, откуда ведет свой род супруга Константина Эдуардовича.

Историко-художественная реконструкция «Уголок Варвары Евграфовны», выполненная в основном по воспоминаниям старшей дочери ученого Любови Константиновны, рассказывает о характере, увлечениях, талантах Варвары Евграфовны. Неизменная спутница жизни Константина Эдуардовича представляется посетителю такой, какой он впервые ее увидел: рукодельница (шила, вышивала, вязала), певунья (исполняла народные песни, сопровождая их игрой на цитре), рачительная хозяйка (Константин Эдуардович любил ее пироги с капустой). Инсталляция в виде фрагмента бытовой обстановки 80-х годов XІX века в семье священнослужителя Евграфа Соколова, где проживала молодая семья Циолковских, привлекает внимание посетителей. Здесь можно видеть комод с псише, книги, журналы с выкройками для шитья, столик для рукоделия с небольшой швейной машинкой на «кошачьих» ножках (именно такие были в ходу в Боровске в период пребывания там Циолковских), разные утюги, пяльцы, вязаная скатерть, расшитые салфетки, цитра, жестяная банка из-под печенья «соломка» (точно такая была у Циолковских, Варвара Евграфовна ее приспособила для предметов рукоделия). Здесь же бархатная шкатулка со свечами для венчания и флер-д-оранж для свадебной фаты, иконы Святого Константина и Святой Варвары-великомученицы, которые бережно хранились в семье Циолковских. Правда, икону Святого Константина Константину Эдуардовичу преподнесли его ученики в день отъезда из Боровска в Калугу. А что касается иконы Святой Варвары, то она действительно висела в доме Циолковских. По воспоминаниям Любови Константиновны, с состраданием в сердце дети не раз слышали рассказ матери о жизни Святой Варвары, которая смотрела на них с иконы. Внимание посетителя акцентируется на манекене с платьем и шляпкой – в таком наряде можно представить Варвару Соколову в Боровске. Наряд воссоздан по фотографии, на которой изображена боровчанка, одна из близких подруг Варвары Евграфовны.

В разделе «Семья Константина Эдуардовича и Варвары Евграфовны Циолковских» посетитель видит генеалогическое древо семьи ученого, фотографии ее членов, уникальные архивные документы, свидетельствующие о венчании, рождении и крещении детей Циолковских, детские рисунки. Центральное место здесь занимает инсталляция «Столовая Циолковских»: обеденный стол с самоваром на подносе и чайным сервизом, кухонный шкаф с посудой, настенные часы-ходики. Кроме блюд под пироги и старинной скалки посетитель видит кофемолку и кофейник: по утрам Циолковский предпочитал кофе с молоком и кусочком черного хлеба со сливочным маслом. Глиняная крынка свидетельствует о том, как Варвара Евграфовна с ее помощью излечила Константина Эдуардовича от кашля. Посетитель видит изготовленные Константином Эдуардовичем кубики с буквами (по ним дети Циолковских учились читать), картонную тележку в виде лошадки, которую смастерила Варвара Евргафовна, плетеный детский стульчик (именно такие в старину плели в Боровске), детские книжки со сказками, которые читала малышам Варвара Евграфовна.

В разделе «В мире науки» рассказывается о научных контактах К.Э. Циолковского периода конца 1880-х – начала 1890-х годов с такими известными учеными, как П.М. Голубицкий, А.Г. Столетов, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, с членами Русского физико-химического общества, Общества любителей естествознания, Императорского русского технического общества. Здесь представлены прижизненные издания ученого (1891-1935). Одно из центральных мест раздела занимает историко-художественная реконструкция «Научная лаборатория К.Э. Циолковского. 1880-1892 гг.». Она выполнена в виде двух инсталляций: «Кабинет К.Э. Циолковского» и «Мастерская К.Э. Циолковского».

В кабинете письменный стол ученого с фрагментами его рукописей, чертежными и письменными принадлежностями. На столе аэродинамические весы и аэродинамический прибор «вертушка», изготовленные Константином Эдуардовичем, микроскоп, книги ученого, газеты, самодельные почтовые конверты. Здесь можно видеть предметы, которые Циолковский упоминал в своих автобиографических заметках: анатомический атлас (по нему ученый изучал строение тела человека при написании работы «Как сохранить хрупкие и нежные вещи от толчков и ударов», думал о том, как защитить организм человека от перегрузок при старте и посадке космической ракеты), воздушный шар и бумажный «ястреб», которые, забавы ради, мастерил Циолковский. Здесь же электрофорная машина, зрительная труба на треноге (ученый выписал ее из Москвы), реактивный аппарат, предназначенный для перемещения за пределами планеты (Константин Эдуардович изобразил его на одной из страниц своей рукописи «Свободное пространство»), модель цельнометаллического дирижабля, конструкцию которого ученый принялся разрабатывать в Боровске, бидон с керосином, который всегда стоял в его рабочем кабинете.

В мастерской можно видеть столь полюбившийся Константину Эдуардовичу верстак (он потом перевез его в Калугу, в целях экономии места на этом верстаке одно время ученому пришлось даже спать). Здесь же воздушный насос, самодельная керосиновая лампа с бумажным колпаком в виде шапки-ушанки (именно такую лампу соорудил Циолковский), самодельный фонарь со свечой (в сумерки ученый подвешивал его к «птице ястребу», и тогда боровчане спорили: звезда по небу летит или учитель своего ястреба запускает?), весы различных конструкций, полка со столярными и слесарными инструментами.

Экспозиционный комплекс второго этажа называется «Я был страстным учителем…» и посвящен 40-летию педагогической деятельности К.Э. Циолковского. Экспозиция не просто рассказывает о становлении Циолковского-педагога. Она знакомит посетителя с педагогическими методами, принципами и формами его преподавания. В основе экспозиционного ряда – результаты многочисленных архивных изысканий, сведения ученого автобиографического характера, строки из воспоминаний учениц Константина Эдуардовича. Перед посетителем предстает путь Циолковского-учителя в фотографиях и документах. Чередой проходят все учебные заведения, в которых довелось преподавать Константину Эдуардовичу. Их бывшие здания сохранились и поныне: Боровское уездное училище (1880-1892), Калужское уездное училище (1892-1900), Калужское казенное реальное училище (1897), Калужское епархиальное женское училище (1899-1918), Калужское Романовское высшее начальное училище (1916-1917), Калужская 6-я советская единая трудовая школа 2-ой ступени (1918-1921). В разные годы ученый преподавал арифметику и геометрию, физику и химию, астрономию, историю и географию, черчение, чистописание и рисование, выполнял обязанности смотрителя, заведовал физическим кабинетом, отвечал за библиотеку.

В экспозиции представлены уникальные архивные документы. Среди них свидетельство о присвоении Циолковскому звания учителя математики уездных училищ, его программы, планы преподавания, заявления об освобождении от службы. Среди документов сочинение по физике ученицы 6-го штатного класса Калужского епархиального женского училища С.А. Сергиевской на тему «Паровая машина и ее применения» и запись уроков физики с оценками Циолковского – «пятерками» на полстраницы, зарисовки физических приборов, выполненные ученицей Калужского епархиального женского училища Н.С. Комаровой по заданию Константина Эдуардовича. На редких фотографиях – портреты сослуживцев, знакомых Циолковского, его учениц. Здесь школьные принадлежности (грифельная доска, учебные пособия, тетради) и письменные приборы времен Циолковского. Здесь можно видеть стереоскоп Циолковского (на уроках географии он показывал стерео-карты с изображением природных ландшафтов планеты, жителей разных континентов и их занятия), необходимый учителю географии барометр-анероид, набор разновесов для уроков математики, а также накидку-«крылатку», шляпу и зонт, с которыми учитель Циолковский практически не расставался. В разделе представлена картина калужского художника Л.Н. Казакевича «Летатели». На ней изображены юные авиамоделисты – «летатели-мечтатели», как в 1920-е годы Константин Эдуардович называл увлекающуюся авиацией молодежь, для которой выступал в роли наставника. Лев Николаевич, современник Константина Эдуардовича, постарался запечатлеть ученого таким, каким запомнил: в накинутой на плечи «крылатке», вглядывающимся в небо.

Главный акцент второго этажа делается на классной комнате, которая воссоздана по старинным фотографиям. Это «Педагогическая лаборатория К.Э. Циолковского». Она состоит из двух инсталляций: «Класс К.Э. Циолковского» и «Кабинет начальницы епархиального училища».

В классе школьная парта из епархиального училища, столь непохожая на парту современную, подзорная труба (с ее помощью Циолковский рассматривал с ученицами звезды), физические приборы (например, воздушно-вакуумный колокол, с которым ученый экспериментировал на уроках физики), химические принадлежности, географическая карта, астрономическое пособие (на макете Солнечной системы восемь планет, но отсутствие девятой связано не с тем, что Плутон классической планетой больше не является, а потому, что открыт он был лишь в 1930 году, когда Циолковский уже не преподавал), огромный циркуль в виде угольника, самодельная астролябия, выполненная по старинным чертежам (в Боровске с помощью астролябии Константин Эдуардович проводил уроки геометрии, измерения длину дороги, высоту пожарной каланчи или площадь луга). Особый интерес представляет грифельная доска – предмет эпохи. На таких досках учились писать младшие школьники. Именно на такой доске старательно, «до тошноты», выводил буквы и сам Костя Циолковский, а мать, Мария Ивановна, за каждую выученную сыном букву ежедневно платила ему по копеечке. Посетителя удивляют воздушные змеи – поделки, которые мастерил из папиросной бумаги для своих учеников Циолковский. К одному из змеев привязан спичечный коробок – «гондола» для таракана: во-первых, после полета за ним интересно было наблюдать; во-вторых, пусть хоть таракан испытает счастье полета! Запускал Циолковский с ребятами также воздушного змея в виде ястреба. Изготовленный по чертежам и раскрашенный чернилами, воздушный змей до такой степени напоминал настоящего ястреба, что летавшие неподалеку цапли тут же разлетались в стороны. А боровчане интересовались: чем учитель кормит свою грозную птицу? Не менее удивителен воздушный шар из папиросной бумаги. Точно такой шар (размером с аршин – в 71 см) Константин Эдуардович запускал с учениками в Боровске. А с привязанной к шару куклой – с ученицами епархиального училища в Калуге.

Кабинет начальницы епархиального училища выполнен с упором на старые фотоснимки. Кресло, письменный стол и письменный прибор – атрибуты конца ХIХ – начала ХХ века. А настольная лампа не просто свидетельница эпохи, она принадлежала одной из классных дам, которая проживала в стенах Калужского епархиального училища. Форма «епархиалки» выполнена по фотографиям учениц Циолковского. А икона – подарок Троицкого кафедрального собора.

В течение сорока лет в педагогической практике ученый старался придерживаться своего основного педагогического принципа: «Самое… главное, чтобы учитель сумел привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы люди жаждали знаний, как пищи, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез». За педагогические заслуги Циолковский был награжден орденами Святого Станислава 3-ей степени (1906) и Святой Анны 3-ей степени (1911), представлен к ордену Святого Станислава 2-й степени (1914-1915). Но из-за событий военного времени последний орден не получил. И ордена, и документы, связанные с награждениями, можно видеть в экспозиции.

Экспозиция Музея-квартиры К.Э. Циолковского в Боровске – это реконструкция эпохи, образа жизни семьи Циолковских, семейных ценностей, воссоздание рабочей атмосферы ученого. Экспозиция выстроена на принципах научности (широкое использование достижений научно-исследовательской работы, изучение материалов фондов, грамотный подбор необходимых экспонатов), предметности (когда музейный экспонат является доказательным фактом какого-либо события, носителем эмоционально окрашенной информации), избирательности (проводился научно обоснованный отбор сюжетов, согласно явлениям исторической действительности), проблемности (интерпретация экспозиционного материала в соответствии с проблемами, имеющими основополагающее значение), локальности (демонстрация фактов, связанных с историческим местом). Методы экспозиционного построения: систематический, тематический и ансамблевый, при котором предмет демонстрируется в среде своего бытования, и эта среда представляет собой фрагмент интерьера, а говоря современным языком – инсталляцию. Собирательный образ Циолковского реконструирован на основе исторических данных, выявленных в процессе многочисленных исследований, архивных изысканий.

Елена Архипцева,
заведующая научно-методическим отделом музея


Инсталляция «Уголок Варвары Евграфовны»


Инсталляция «Столовая Циолковских»


Инсталляция «Кабинет К.Э. Циолковского»


Инсталляция «Мастерская К.Э. Циолковского»


Инсталляция «Класс К.Э. Циолковского»


Парта ученицы епархиального училища


Фрагмент экспозиции «Я был страстным учителем…»


Зарисовки физических приборов, выполненные ученицей С.А. Сергиевской по заданию учителя К.Э. Циолковского. 1904 г.


Раздел «Научная лаборатория К.Э. Циолковского»


В кабинете начальницы епархиального училища (фрагмент экскурсии)