Мультипликация нужна каждому, в ком живо детство.
В. Попов, режиссер и художник мультипликационного кино.
В 2018 году исполнилось 65 лет советскому мультипликационному фильму «Полет на Луну». Давайте вспомним, какие мультфильмы опередили первые полеты в космос или вышли на экраны в то время, когда дерзновенная мечта о покорении Вселенной только-только начала осуществляться.
Фантастический мультфильм «Полет на Луну», который вышел на экраны в 1953 году, заслуживает отдельного разговора. Режиссерами «Полета на Луну» были Валентина Семеновна и Зинаида Семеновна Брумберг, признанные мастера детской мультипликации, создавшие за долгие годы совместной работы разнообразные по стилю, жанру и характеру фильмы. Сценарная работа – Владимир Морозов и Николай Эрдман.
Считается, что сюжет данной мультипликационной ленты перекликается с фильмом «Космический рейс», созданным на киностудии «Мосфильм» в 1935 году. Действительно, в обоих фильмах с первых кадров дается указание на жанр, в котором они созданы. Фантастическая новелла «Космический рейс» была посвящена знаменитому деятелю науки К.Э. Циолковскому, являвшемуся научным консультантом фильма. События сначала разворачиваются во Всесоюзном Институте Межпланетных сообщений (ВИМС) имени К.Э. Циолковского. Ученый упоминается и в мультипликационном фильме. Его именем названо Международное Общество Межпланетных Сообщений (МОМС), в которое вошли трое друзей, интересующихся полетами в космос. И в том, и в другом фильме дальнейшее действие переносится на борт стартующего ракетоплана, где экипаж находит «зайца» — любознательного мальчишку, тайком пробравшегося в ракету. А затем сюжет становится еще более захватывающим, так как герои фильмов опускаются на Луну, совершают выход на ее поверхность, полный опасных приключений и, наконец, благополучно возвращаются на Землю. Похожи некоторые технические детали в фильмах: ракеты стартуют в центре города со специальной эстакады, передвижение героев по лунной поверхности, полетная одежда экипажа, а также форма рулей управления. Да, в мультфильме есть малозаметная деталь, которая нам тоже указывает на мосфильмовскую киноленту. Один из героев сетует на то, что профессор Бобров плохо подготовился к своему полету на Луну, там холодно, а он забыл галоши. Помните фразу из «Космического рейса»: «Собрался мой старик на Луну, холод там -270˚, а валенки забыл!».
Конечно, зная все эти детали, можно упрекнуть авторов сценария в отсутствии оригинального сюжета, подражании художественному фильму. Но вспомним, что одним из авторов был талантливый драматург и сценарист Николай Робертович Эрдман. Это он написал вместе с Г.В. Александровым сценарии к фильмам «Веселые ребята», «Волга, Волга», и еще к трем десяткам мультфильмам, художественным фильмам-сказкам, таким как «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Город мастеров». Авторы мультфильма постарались переложить научно-фантастическую кинокартину на язык, доступный детской аудитории. Поэтому у мультфильма есть свои особенности, которые нас завораживают и сегодня. Например, авторы значительную часть времени уделяют образам детей: Коли, Пети, Сэнди, Наташи и верного четвероногого друга Тобика. Интересен также образ добродушного профессора Боброва, талантливо озвученного актером Михаилом Яншиным. Л.А. Азарх, долгие годы работавшая художником-постановщиком на студии «Союзмультфильм», вспоминала: «Яншин много записывался у сестер Брумберг. Его голос мы называли «сдобным». Он всегда говорил, что актер должен звучать в одной тональности с музыкой». Выделяется и работа художников, особенно в приключениях героев на лунной поверхности, когда необходимо показать необычное передвижение мальчика и профессора, метеоритный дождь, обрушение лунных скал. В этом заслуга художников-мультипликаторов: Бориса Дежкина, Льва Попова, Романа Давыдова, Федора Хитрука и др. Мультфильм не могли обойти вниманием школьники того времени. Он вышел на экраны в дни зимних каникул. Его сюжет встретили с восторгом. Об этом мы можем судить, прочитав статьи из газет того времени. В газете «Советская культура» от 2.02.1954 года Юрий Олеша писал:
«…Еще несколько прыжков, от которых у зрителей замирает сердце, и они видят ракету, которую ищут. Она лежит среди чуждых глазу узких гор луны, такая великолепно земная, такая математическая, такая умная, что по залу среди юных зрителей проходит радостный и гордый шум.
Нам кажется, что авторы фильма и ставили себе именно эту цель: лишний раз вызвать у детворы мысль о величии природы и – еще больше! – о величии человека».
Хотя в этой же статье Олеша указал на некоторые недостатки в этой мультипликационной ленте, но выделил самое главное:
«Тем не менее та прелесть, которая делает именно мультипликацию ценной, пронизывает вещь: прелесть необычайной истории, которая все же могла случиться».
Работа получилась яркой, поэтому мультфильм «Полет на Луну» был представлен на VII Международном кинофестивале в Каннах, проходившем с 25 марта по 9 апреля 1954 года. В заметке «Советской культуры» от 2 апреля сказано: «Всего на фестивале было до сих пор показано 14 полнометражных и 19 короткометражных фильмов, в том числе советско-албанский фильм «Великий воин Албании Скандербег» и советский мультипликационный фильм «Полет на луну». Оба эти фильма были тепло встречены иностранными делегациями, участвующими в фестивале и зрителями…»
«Полет на Луну» не завоевал тогда призов кинофестиваля, но завоевал, без сомнения, симпатии зрителей и был замечен профессионалами в области кино. Кадры советского мультфильма, изображающие главных персонажей, облик внутренних интерьеров ракетоплана, появляются в 1958 году в американском фантастическом телесериале «The space explorers».
Следующий мультфильм «Мурзилка на спутнике», ставший первым советским широкоэкранным мультипликационным фильмом, в 2020 году отметит юбилей – 60 лет с момента создания.
Создавала его очень профессиональная команда. Стоит сказать, что режиссерами фильма были Борис Павлович Степанцев и Евгений Николаевич Райковский, снявшие самую первую мультипликационную серию о маленьком смешном персонаже Мурзилка. Бориса Степанцева (помните «Вовка в тридевятом царстве», «Щелкунчик») считали мастером лирико-романтического, поэтического направления в советской мультипликации. Над сценарием работал Лев Аркадьев, создававший пьесы для радио и телевидения, миниатюры для артистов разговорного жанра, в том числе для Аркадия Райкина, а также писавший сценарии детских фильмов. Среди талантливых художников-мультипликаторов, работавших над фильмом, был Федор Хитрук. Конечно, мы помним его «Винни-Пуха» и «Фильм, фильм, фильм». В этой же команде были Виолетта Колесникова и Владимир Зарубин, принимавшие участие в создании почти ста мультипликационных фильмов.
«Мурзилка на спутнике» вышел на экраны, когда о полетах в космос не только мечтали, они уже стали реальностью. Страна радостно ожидала, что со дня на день, а может и с минуты на минуту, по радио огласят сообщение о первом полете человека. Поэтому такой приподнятый настрой картины, соответствующий духу времени, должен был обязательно заметить зритель. Этому помогала и музыка, написанная Никитой Владимировичем Богословским.
Действие фильма происходит в 2060 году, когда помощниками людей становятся роботы, полетами в космос никого не удивить, «…и во Вселенной мир и дружба». Даже плач ребенка становится в будущем удивительным событием. Мурзилка узнает, почему плачет мальчик, и рассказывает ему историю запуска Первого искусственного спутника Земли…
Конечно, в фильме с юмором показывается мир будущего: и «ходячая» кибернетическая энциклопедия, и роботизированная секретарша, которая наводит красоту и болтает по телефону.
А в кадрах путешествия Мурзилки в прошлое, когда состоялся запуск Первого искусственного спутника, авторы также постарались красочно показать и его триумфальный полет над разными странами, и «рождение» аппаратов, отправляющихся из своей земной «колыбели» в межзвездное пространство. В мультфильме больше подводится своеобразный итог, к чему пришла советская космонавтика на момент выхода в свет этого фильма, чем показывается необходимость применения ее достижений в будущем. В подтверждение — слова из книги Асенина С.В. «Волшебники экрана»: «Выразителен эпизод, в котором планеты солнечной системы приветствуют и принимают в свой «хоровод» новую сестру — созданную советскими людьми искусственную планету. Но все же фильм больше иллюстрирует свершившееся, чем заглядывает в будущее».
Конечно, мультфильм, с таким волнением и гордостью рассказавший об успехах советской космонавтики, отправился в июле 1960 года на XII фестиваль в Карловы Вары. Он получил премию как лучший мультипликационный фильм для детей.
На этом же кинофестивале одну из главных премий получил мультипликационный фильм известного румынского режиссера и художника Иона Попеску-Гопо «Homo Sapiens», в котором тема космоса раскрывается более широко.
Ион Попеску стал известен благодаря таким фильмам, как «Мария, Мирабела» и «Мария, Мирабела в Транзистории», но еще до них он создал знаменитую серию мультфильмов с одним главным героем – смешным «человечком», нарисованным, как казалось тогда, довольно просто и примитивно, всего несколькими штрихами.
Фильм «Краткая история», получивший в 1957 году главную премию «Золотую пальмовую ветвь» на Международном фестивале в Канне, сам режиссер определил, как «повесть о человечке, которого рождает природа и который начинает ее завоевывать, украшая цветами». События в фильме разворачиваются с большой стремительностью. За восемь минут экранного времени с большим юмором автор рассказывает и историю очеловечивания обезьяны, и восхождение человека от первобытной эпохи до настоящего и будущего, показывает свою гипотезу происхождения Солнечной системы. Но еще в мультфильме дается краткий ответ на вопрос, что человек будет делать в космосе, когда такой полет состоится?! Мы помним, что в это время только готовились к запуску первые спутники, научные статьи в газетах для творческих людей казались пока только научной фантастикой. Но языком мультфильма Ион Попеску высказывает свое мнение, его персонаж, покорив Вселенную, будет делать там то же, что и на Земле, украшать ее, сажать цветы на других планетах!
В фильме «Homo Sapiens» также очень изобретательно и кратко рассказывается о развитии человека от низших форм до человека разумного — «властелина природы, создавшего могучую науку и технику и покоряющего Вселенную». Автор с присущим его работам юмором показывает знакомство первобытного человека с камнем, изобретение первых орудий труда, колеса. Но волнует его не только события прошлого, но и будущее, которое так быстро входит в нашу жизнь. Использование атомной энергии только в мирных целях. И еще стремление человека к звездам. Какие цели будут ставить в своих полетах люди будущего? В конце фильма человечек находит на далекой планете маленькое существо, подобное себе. Он пестует маленького инопланетянина. В последних кадрах человечек держит его на руках, уже повзрослевшего и окрепшего, стоя с гордостью на неведомой планете. Так заканчивается мультфильм, заставляя зрителей задуматься над увиденным.
И сегодня кажется удивительным, как румынскому художнику и режиссеру всего несколькими точными штрихами и скупыми набросками удалось заглянуть в завтрашний день, поставить сложные философские вопросы. Лана Азарх писала: «Изобразительная манера, в которой работали поляки, чехи, румыны, для нас явилась открытием. Творческий принцип, по которому создавались эти фильмы, был совершенно противоположен диснеевскому. … Большинство фильмов не имело реплик, но мысль была предельно ясна. Мы увидели, что мультипликация может выражать и философские идеи, и общечеловеческие. Первой такой картиной стала для нас «Краткая история» Попеску-Гопо…»
Но были и другие обаятельные персонажи мультипликационных сериалов, созданные в 50-60 годы и покорившие весь мир. Зденек Милер, мастер чехословацкой мультипликации, дал жизнь очень симпатичному персонажу — Кротику, с которым происходили необычайные приключения. В серии «Крот и ракета» (1965 г.) он оказался в ракете и совершил полет на пустынный остров.
Герхард Берендт, режиссер кукольного кино ГДР, работал над большой серией «Песочный человек». Человечек с остроконечной шапкой и узкой белой бородкой появился на телеэкранах еще в 1959 году. В конце передачи, выходившей в вечернее время, он, взмахнув ручкой, высыпал из своего мешочка волшебный песок, который давал маленьким непоседам крепкий сон. Интересно, что у «Песочного человека» был огромный парк транспортных средств для его путешествий от велосипеда до ракеты и даже луномобиль.
Фильмы с этими персонажами знакомили с окружающим миром, будили детскую фантазию и, конечно, имели огромное число поклонников. Возможно, их смотрели в семьях будущих покорителей космических высот, потому что именно этим персонажам удалось действительно слетать в космос!
Летчик-космонавт ГДР Зигмунд Йен, отправляясь вместе с Валерием Быковским на станцию «Салют – 6», захватил с собой куклу – «Песочного человечка». В книге «Космическое содружество» об этом написано всего несколько строк: «В полетах международных экипажей сложилась традиция: брать с собой куклу — национальный персонаж. … 3. Йен захватил с собой непременного участника детских передач — «Песочного человечка», который желает детям спокойной ночи».
Кстати, эту куклу вместе с полетным костюмом З. Йена можно увидеть в музее немецкой космонавтики, расположенном в Моргенрете-Раутенкранц (Morgenröthe-Rautenkranz).
А вот известный герой чешской мультипликации – Кротик – отправился в космос вместе с американским астронавтом Эндрю Фьюстелом. Игрушечный Кротик, изготовленный специально для космического полета из негорючих материалов, оказался на борту шаттла не только в качестве симпатичного сувенира. У него была важная миссия – повысить интерес детей и молодежи к полетам в космос, и к наукам, таким как астрономия, помогающим познавать Вселенную. Затем «астронавт» Кротик отправился на свою родину и был торжественно подарен Зденеку Милеру, создателю знаменитого мультипликационного сериала, который на сегодняшний день посмотрели в 80 странах мира.
…watched late night @Wimbledon tennis on @Space_Station with some friends! pic.twitter.com/fBHelRfElC
— A.J. (Drew) Feustel (@Astro_Feustel) 5 июля 2018
Но предсказать, подняться, благодаря своему воображению, в непостижимый тогда мир космоса, возможно, лучше удавалось писателям-фантастам. И еще позвать в космос! Как-то Рей Брэдбери на вопрос журналистов о том, нужны ли полеты в космос, сказал: «Спросите любого мальчишку, хотел бы он слетать в космос? Любой ответит – хотел бы! Мы давно обшарили всю планету и знаем ее так же хорошо, как дети знают свою площадку для игр. Если мы не выйдем в глубокий космос, то никогда не повзрослеем, никогда не сможем до конца понять себя…» Поэтому предлагаю вспомнить фильм «Икар Монгольфье Райт» (1962 г.), анимационную экранизацию рассказа этого знаменитого писателя-фантаста. Мультфильм англоязычный, но знатоки фантастики, конечно, этот рассказ вспомнят.
Хотя фильм вышел на экраны уже после полета Ю.А. Гагарина, но рассказ был написан гораздо раньше, еще в 1956 году. Поэтому каждая строка, каждое слово этого произведения были пронизаны мечтой о полете. Соавтором в написании сценария стал известный писатель-фантаст и сценарист Джордж Клейтон Джонсон, выпустивший самый первый эпизод сериала «Звездный путь». Воплотить нечто, созданное воображением, в нарисованный образ довольно трудно, поэтому Брэдбери привлек к работе над фильмом своего друга, художника Джозефа Маньяни, которому писатель доверил иллюстрировать сборники его произведений.
Художник написал больше сотни акварельных рисунков, в которых воплотил образ будущего пилота лунной ракеты, в своих снах обращающегося к легендарным героям прошлого. Он видит мифического Икара, у которого золотые крылья оживают и трепещут на ветру. Он ощущает мечты братьев Монгольфье, рвущиеся в небесные высоты вместе с оболочкой шара, где спят «еще неприрученные молнии». Следит, как и братья Райт, за полетом игрушечного геликоптера.
Уже в первые минуты просмотра мы узнаем, когда состоится полет к Луне. Это 1970 год. И в этом уже почти попадание! Напомним, пилотируемый облет Луны состоялся в декабре 1968 года, а высадка на лунную поверхность – в июле 1969 года. А дальше мы видим удостоверение будущего астронавта, рожденного до Второй Мировой войны. И невольно задумываемся о том, как сложится его судьба и судьба тех, кто полетит за ним?! И вспоминаем другое высказывание Брэдбери: «…Жизнь как всякое живое существо, требует продолжения, стремится выжить, освободиться от раздирающих планету войн… Мы просто обязаны отправиться в космос – создавать новую нацию, оставив Земле ее политику вместе с войнами. Вы только представьте, как обрадуются наши дети, все дети мира!»
Возможно, что современному юному зрителю, избалованному динамичными сюжетами, этот рисованный фильм не покажется интересным. Но «Икар Монгольфье Райт» можно считать настоящим гимном мечте, ожиданию будущих космических открытий! В 1963 году он был выдвинут на премию «Оскар» как лучший анимационный короткометражный фильм.
Конечно, мы вспомнили лишь несколько мультипликационных фильмов, посвященных теме полета в космос. В 50-е годы XX века эта тема в детских фильмах делала свои первые шаги, она была сродни любопытству ребенка перед неизведанным. Мультипликаторы наполняли их лирико-романтичным настроением, верой в осуществимость мечты о полете, расширяли кругозор маленького зрителя, ставили волнующие тогда более взрослых зрителей вопросы. Тема космического будущего землян не дает покоя следующим поколениям. Благодаря мультипликации научная фантастика будет развиваться и дальше, так как она обладает своей особой «способностью отлета фантазии от реального материала действительности». Когда-то научным консультантом двух научно-фантастических мультфильмов — «Зеркало времени» и «Возвращение» стал Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт СССР. Приятно знать, что и сейчас российская космонавтика пытается языком мультипликации дать знания о космосе, привлекает для озвучивания анимированных роликов космонавтов, таких как Елена Серова, Федор Юрчихин, Антон Шкаплеров.
Да, космонавты любят мультфильмы и не бояться в этом признаться. Этот случай произошел, когда шли совместные тренировки экипажей по подготовки программы «Союз»-«Аполлон».
Однажды после тренировок был объявлен киносеанс. Все ждали какого-то боевика на космическую тему. Однако на экране возник знаменитый находчивый заяц и замелькали кадры мультфильма «Ну, погоди!». Он настолько полюбился гостям, что после совместного полета Леонов и Кубасов послали в подарок в Хьюстон не что иное, как смешной, задиристый, симпатичный мультфильм «Ну, погоди!»
Давайте и мы вечером выделим немного свободного времени и будем смотреть вместе с детьми мультфильмы! Потому что, мы не можем жить без… мультфильмов!
Светлана Калужская
старший научный сотрудник ГМИК им. К.Э. Циолковского
Литература:
Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. –М: Искусство. 1974 г.
Советская культура. 26.12.1953 г. №76
Советская культура. 2.02.1954 г. №14(92)
Советская культура. 20.03.1954 г. №34(112)
Советская культура. 3.04.1954 г. №40(118)
Советская культура. 12.07.1960 г. №82(1107)
Советская культура. 16.07.1960 г. №84(1109)
Комсомольская правда. 9.01.1954 г.
Искусство кино. №9,№10 2010 г. Лана Азарх. Мультипликаторы.
Асенин С.В. Йон Попеску-Гопо: рисованный человечек и реальный мир. М:Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 1986 г.
Алексеев В.А., Еременко А.А., Ткачев А.В. Космическое содружество. – М: Машиностроение. 1987 г.
«Салют-6» — «Союз» — «Прогресс». Работа на орбите/Сост. В.А. Иванов, Т.Ф. Разумова, Б.А. Сажко. – М:Машиностроение. 1983 г.
Маркелова Л.П., Александров Н.П. Космические поселения – Т:Приокское книжное издательство. 1981 г.
Прашкевич Г.М. Брэдбери. Жизнь замечательных людей. М:Молодая гвардия. 2014 г.