ШТУРМАНЫ РАКЕТ
По материалам выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения Н.А. Пилюгина и 55-летию НПЦ «Автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина»
Проект был посвящен 110-летию со дня рождения Н.А. Пилюгина и 55-летию НПЦ автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина.
Выражая дань уважения ученым, конструкторам, рабочим, внесшим вклад в развитие ракетно-космической отрасли нашей страны, авторы выставки постарались рассказать о судьбе и наследии выдающегося учёного и конструктора Н.А. Пилюгина.
На выставке были представлены уникальные экспонаты из коллекции ГМИК им. К.Э. Циолковского, НПЦАП им. Н.А. Пилюгина, МГТУ им. Н.Э. Баумана и семьи Н.А. Пилюгина. По материалам совместного проекта создана одноимённая виртуальная выставка «Штурманы ракет».
Николай Алексеевич Пилюгин (1908-1982) — выдающийся ученый, инженер, основоположник отечественных систем автономного управления ракетно-космической техники, член Совета главных конструкторов.
Академик Н.А. Пилюгин стал создателем не только нового направления науки и техники, но и целой школы разработчиков в области автономных систем управления. Он оставил мощное предприятие и коллектив последователей, работающий над новыми системами управления для современных ракетно-космических комплексов.
Научно производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина — единственное в нашей стране предприятие, осуществляющее комплексную разработку систем управления для ракетно-космической техники.
Начало жизненного пути
и научной деятельности
Н.А. Пилюгина
После окончания школы в 1926 году Николай Пилюгин начал свою трудовую деятельность писарем в верховой конюшне. В это же время он увлёкся авиацией. Романтика покорения воздушного пространства все больше и больше притягивала молодого человека, и в 1927 году он поступил на работу подручным слесаря в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Николай хотел быть рядом с теми, кто создаёт самолёты.
Ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Москва. 1931 г.
С 1930 по 1935 год Н.А. Пилюгин учился в Московском Механико-машиностроительном институте им. Н.Э. Баумана на факультете грузоподъёмных машин, куда поступил по рекомендации А.Н. Туполева.
Студентов часто отправляли на производственную практику на предприятия, разбросанные по всему Советском Союзу. Тоня и Николай уезжали осваивать рабочие профессии в Сормово, Краматорск, Красноярск, Саратов… В эти дни молодых людей невидимой нитью связывали письма, которые они писали друг другу два-три раза в неделю.
«Тока, завтра районный парад физкультурников. Сегодня получили на институт 510 белых маек с зеленоватым воротником и стального цвета трусы. Майка очень приличная, я тебе куплю такую же, и мы будем в одинаковых маечках ходить летом, то есть в отпуске».
Из письма Н.А. Пилюгина к будущей жене.
Москва. 30.05.1933 г.
Дипломная работа Николая Алексеевича получила самые лестные отзывы преподавателей МММИ им. Н.Э. Баумана.
На фотографии прибор, который подарил Н.А. Пилюгину коллектив ЦАГИ на память.
1973 г.
За годы работы в ЦАГИ, а потом и в отделившемся от него Лётно-исследовательском институте, Н.А. Пилюгин прошел путь от старшего инженера до начальника лаборатории авиационного оборудования, где создавал измерительные приборы, всевозможные датчики и самописцы рулей, испытывал автопилоты. Рядом с ним была его любимая Тока: после окончания института Антонину направили в ЦАГИ, в цех механизации работать инженером-конструктором.
В апреле 1943 года Н.А. Пилюгин защитил диссертацию на тему «Исследование работы воздушного реле в схеме автопилота «Сперри» в Учёном совете ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского под председательством М.В. Келдыша.
Командировка
в Германию
В группу входили Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов и другие специалисты.
А Николай Алексеевич оказался причастным к этой командировке, не выезжая из Москвы …
13.07.1944 г.
«Ночью меня и Пилюгина привезли в казармы на Хорошевском шоссе и дали два часа на изучение содержимого английских ящиков, при условии, что мы ничего не утащим, а хозяева-англичане не обнаружат следов наших исследований. Вооруженный только отверткой, пассатижами и кусачками, Пилюгин работал как профессиональный механик-приборист и пытался восстановить принцип работы немецких приборов и СУ… Запомнилось, как он долго бился, затем просиял и восторженно объяснил принцип работы гироскопического прибора, который оказался интегратором ускорения для выключения двигателя ракеты».
Б.Е. Черток – учёный-конструктор о первом знакомстве сотрудников НИИ-1 с двигателем и обломками «Фау-2».
1944 г.
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Германия, Пенемюнде. 1941-1944 гг.
Германия, г. Бляйхероде.
1945 г.
Необходимо было обнаружить и изучить документацию на ракеты и, разобравшись во всех тонкостях их устройства, восстановить несколько комплектов немецких ракет. А также начать подготовку советских специалистов в области ракетной техники.
Для проведения этих работ был создан советский институт «Рабе» в городе Нордхаузен.
Стоят слева направо: Н.А. Пилюгин, А.Г. Мрыкин, И.Б. Бровко, С.Г. Чижиков, В.И. Харчев, В.С. Будник.
Сидят слева направо: Воскресенский, неизв., В.А. Бакулин, С.П. Королёв, В.П. Мишин, Ю.А. Победоносцев.
Германия. Бляйхероде, февраль 1946 г.
Это событие стало точкой отчёта в истории советской ракетной техники.
Но была поставлена задача создать отечественную боевую ракету, не уступающую «Фау-2» по своим параметрам и характеристикам.
Н.А. Пилюгин оказался среди тех, кому государство поручило эту задачу. Ему пришлось уехать в длительную командировку на полигон Капустин Яр.
Полигон
Капустин Яр
В январе 1947 года Н.А. Пилюгин вернулся из Германии и возглавил 3-й приборный отдел и комплексное бюро НИИ-885. По предложению С.П. Королёва Н.А. Пилюгина назначили главным конструктором автономных систем управления.
Капустин Яр. 1947 гг.
Справа налево: начальник стартовой команды майор Я.И. Трегуб, оператор – капитан Н.Н. Смирницкий, представители главного конструктора Л.А. Воскресенский, Н.А. Пилюгин, Б.Е. Черток, И.А. Гинзбург.
Капустин Яр. 18 октября 1947 г.
По итогам проведённой работы в НИИ-885 под руководством Н.А. Пилюгина были созданы системы управления баллистических ракет разработки С.П. Королёва и М.К. Янгеля, В.Н. Челомея.
Капустин Яр. 1947 г.
РЕДКИЕ ЧАСЫ ОТДЫХА
«Дома Николай Алексеевич отнюдь не был однобоким специалистом. Он был мастером печь блины и жарить котлеты, собирал хорошую музыку и аппаратуру для её воспроизведения. Его добрый юмор, хорошая, немного хитроватая улыбка смягчали и подкупали людей, особенно в сложных ситуациях».
М.А. Хазан – коллега Н.А. Пилюгина.
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
«Я с абсолютной уверенностью могу утверждать, что Пилюгин был одним из самых близких товарищей С.П. Королёва. Они понимали друг друга даже не с полуслова, а без слов. И так же как Королёв, он воспитал много прекрасных конструкторов и других специалистов в своём коллективе».
Г.А. Тюлин — заместитель начальника НИИ-44.
«Королёв очень ценил Пилюгина и часто советовался с ним даже по вопросам, не имеющим никакого отношения к тому, чем занимался Николай Алексеевич, за которые он не нёс ответственности».
Б.Е. Черток.
«Папа дружил с Королёвым. Сергей Павлович считал папу талисманом и без него на пуски не ездил.»
Надежда, дочь Н.А. Пилюгина
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПУСКИ
«Николай Алексеевич всё время держал в голове необходимость освобождения ракетной техники от радиохвостов и системы радиоуправления. Большая заслуга в создании чисто автономных СУ принадлежит Пилюгину, особенно для боевых ракет».
Б.Е. Черток.
Так родился совет главных конструкторов, в состав которого вошёл Н.А. Пилюгин.
Совет главных конструкторов. Слева направо: М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин, С.П. Королёв, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов.
В результате талантливой организации ракетного производства, деятельности ряда конструкторских бюро и эффективной работы совета главных конструкторов в 1957 году была создана первая в мире ракета-носитель космического класса Р-7.
Двухступенчатая баллистическая ракета Р-7 стала ракетой-носителем, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли.
Легендарная «семёрка» стала основой ракеты-носителя «Восток», которая положила начало пилотируемой космонавтике.
С 1965 года начинается создание систем управления (СУ) автоматических межпланетных станций (АМС) для полётов к Луне, Марсу, Венере.
Система управления – это неотъемлемая часть космических аппаратов и средств выведения, это совокупность чувствительных элементов, преобразующих устройств и исполнительных органов, которые управляют траекторией движения, ориентацией, скоростью космических аппаратов.
В 1976 году была принята программа создания многоразовой космической транспортной системы (МТКС). В состав системы входили ракета-носитель «Энергия», орбитальный корабль «Буран» и орбитальный буксир.
15.11.1988 года в центре управления полётами все с волнением ожидали посадки первого советского шаттла МТКС «Энергия-Буран», но на космодром Байконур надвигался циклон с дождём и шквальным ветром, было объявлено штурмовое предупреждение. Корабль появился в поле видимости и пошёл на снижение, но неожиданно для наблюдателей резко ушёл влево. Показавшись снова, корабль совершил успешную посадку. По итогу выяснилось, что автоматическая система управления посчитала сильный боковой ветер опасным, и потому отправила корабль на посадку не левым, а правым кругом.
Это был триумф.
НАСЛЕДИЕ Н.А. ПИЛЮГИНА
«Надёжность — наш закон, точность — наше правило»
девиз Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина.
30.03.1963 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР №380-138, согласно которому были созданы два крупных института: Научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения (НИИАП) и Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП), главными конструкторами и директорами которых были назначены соответственно Н.А. Пилюгин и М.С. Рязанский. Эта дата и стала официальной датой основания НИИАП.
Н.А. Пилюгин за рабочим столом.
Москва. 1966 г.
«Большое место в кооперации занимает НИИАП – фирма Николая Алексеевича Пилюгина и его приемника Владимира Лаврентьевича Лапыгина. Разработанная ими система управления надёжно обеспечивала устойчивый полёт ракет и точность попадания в цель».
А.А. Ряжских — начальник Главного управления ракетного вооружения, заместитель главнокомандующего РВСН по вооружению, лауреат Государственной премии СССР.
Владимир Лаврентьевич Лапыгин — генеральный конструктор и генеральный директор НПЦ АП, возглавивший предприятие после Н.А. Пилюгина.
Юрий Владимирович Трунов — генеральный конструктор и генеральный директор НПЦ АП (с 1998 по 2001 г., с 2001 г. генеральный конструктор).
С 2001 года предприятие носит название ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина (ФГУП «НПЦАП») в память о Николае Алексеевиче как о крупном учёном и основателе предприятия, руководившем им 36 лет.
Интегрированная структура ФГУП «Научно производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» включает в себя Головное предприятие (ФГУП «НПЦАП») и филиалы: ФГУП «НПЦАП» — «ПО «КОРПУС» (г. Саратов), ФГУП «НПЦАП» — «СОСЕНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» (г. Сосенский Калужской области), ФГУП «Завод «Звезда» (г. Осташков тверской области).
В результате своей деятельности Николай Алексеевич не только стал участником исторических космических пусков, но и создал школу, которая продолжает успешно работать в заданной области.
Деятельность ФГУП «НПЦАП» имеет следующие направления:
1. Комплексное проектирование бортовой аппаратуры, систем управления, средств выведения полезных нагрузок и создание аппаратурно-программной методологии наземной отработки и эксплуатации систем управления.
Помимо работ в области ракетостроения, предприятие занимается производством разнообразной продукции для народного хозяйства. Это диагностическое оборудование для автомобилей, система мониторинга сооружений, термокроватка «Детка-12-01» и многое другое.
Термокроватка «Детка-12-01» и диагностическое оборудование для автомобилей.
За выдающиеся труды Н.А. Пилюгину было дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда (1956 г., 1961 г.)
Он был награждён пятью орденами Ленина (1956 г., 1958 г. 1968 г., 1975 г. и 1978 г.), орденом Октябрьской Революции (1971 г.) и медалями.
Николай Алексеевич являлся лауреатом Ленинской премии (1957 г.), лауреатом Государственной премии СССР (1967 г.)
Главный конструктор Н.А. Пилюгин оставил богатое творческое наследие, главными элементами которого являются:
— научные и технические основы единого комплекса управления ракетно-космическими комплексами в виде бортовой и испытательно-пусковой аппаратуры;
— теория управления движением летательных аппаратов;
— вычислительные системы повышенной надежности и их внедрение в бортовую и наземную аппаратуру систем управления;
— интегрированные системы управления спутниковой навигацией;
— системный подход к обеспечению надежности на всех стадиях создания системы управления.
«Личность Н.А. Пилюгина столь масштабна, что трудно что-то выделить отдельно из его биографии. Его жизненная позиция оставалась цельной и ясной в любом случае: на совещании у руководства страны, у себя в институте, среди соратников, на серийных заводах. Это был великий человек, уважаемый и любимый всеми, кому выпало счастье его знать лично и с ним работать.»
Г.М. Туполев о Н.А. Пилюгине.