ШТУРМАНЫ РАКЕТ

По материалам выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения Н.А. Пилюгина и 55-летию НПЦ «Автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина»

Н.А. Пилюгин за рабочим столом.
28 августа 2018 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского состоялось открытие выставки «Штурманы ракет».

Проект был посвящен 110-летию со дня рождения Н.А. Пилюгина и 55-летию НПЦ автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина.

Выражая дань уважения ученым, конструкторам, рабочим, внесшим вклад в развитие ракетно-космической отрасли нашей страны, авторы выставки постарались рассказать о судьбе и наследии выдающегося учёного и конструктора Н.А. Пилюгина.

На выставке были представлены уникальные экспонаты из коллекции ГМИК им. К.Э. Циолковского, НПЦАП им. Н.А. Пилюгина, МГТУ им. Н.Э. Баумана и семьи Н.А. Пилюгина. По материалам совместного проекта создана одноимённая виртуальная выставка «Штурманы ракет».

3
5

Николай Алексеевич Пилюгин (1908-1982) — выдающийся ученый, инженер, основоположник отечественных систем автономного управления ракетно-космической техники, член Совета главных конструкторов.

Академик Н.А. Пилюгин стал создателем не только нового направления науки и техники, но и целой школы разработчиков в области автономных систем управления. Он оставил мощное предприятие и коллектив последователей, работающий над новыми системами управления для современных ракетно-космических комплексов.

Научно производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина — единственное в нашей стране предприятие, осуществляющее комплексную разработку систем управления для ракетно-космической техники.

Начало жизненного пути
и научной деятельности
Н.А. Пилюгина

Семья Пилюгиных. 1910-е гг.
Семья Пилюгиных.
1910-е гг.

Николай родился 18 мая 1908 года в Красном Селе под Петербургом. В связи с нестабильной социально-политической обстановкой начала ХХ века семья Пилюгиных переехала в Орёл, затем в Саратов и, наконец, обосновалась в Москве.

Николай Пилюгин с отцом и сёстрами. Москва. 1932 г.
Николай Пилюгин с отцом и сёстрами.
Москва. 1932 г.
Николай Пилюгин (в верхнем ряду второй слева) с учителями и одноклассниками. Москва. 1925-1926 гг.
Николай Пилюгин (в верхнем ряду второй слева) с учителями и одноклассниками.
Москва. 1925-1926 гг.
Свидетельство об успехах
Н.А. Пилюгин. Москва. 1929 г.
Н.А. Пилюгин.
Москва. 1929 г.

После окончания школы в 1926 году Николай Пилюгин начал свою трудовую деятельность писарем в верховой конюшне. В это же время он увлёкся авиацией. Романтика покорения воздушного пространства все больше и больше притягивала молодого человека, и в 1927 году он поступил на работу подручным слесаря в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Николай хотел быть рядом с теми, кто создаёт самолёты.

Коллектив мастерской ЦАГИ. Подручный слесаря Николай Пилюгин – третий слева. Москва. 1928 г.
Подручный слесаря Николай Пилюгин–третий слева.
Москва. 1928 г.
Центральный вход в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана. Ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Москва. 1931 г.
Центральный вход в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана
Ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Москва. 1931 г.

С 1930 по 1935 год Н.А. Пилюгин учился в Московском Механико-машиностроительном институте им. Н.Э. Баумана на факультете грузоподъёмных машин, куда поступил по рекомендации А.Н. Туполева.

Николай Пилюгин и Антонина Лепешова.

Николай Пилюгин и Антонина Лепешова.

В институте Николай Пилюгин встретил свою будущую жену. Антонина Лепешова стала самым близким ему человеком.

Студентов часто отправляли на производственную практику на предприятия, разбросанные по всему Советском Союзу. Тоня и Николай уезжали осваивать рабочие профессии в Сормово, Краматорск, Красноярск, Саратов… В эти дни молодых людей невидимой нитью связывали письма, которые они писали друг другу два-три раза в неделю.

Фрагмент письма Н.А. Пилюгина к А.К. Лепешовой.
Фрагмент письма Н.А. Пилюгина к А.К. Лепешовой.

Фрагменты писем Н.А. Пилюгина к А.К. Лепешовой.

Студенты-физкультурники  готовятся пройти по Красной площади. Москва. 1930 гг.
Студенты-физкультурники готовятся пройти по Красной площади.
Москва. 1930 гг.

«Тока, завтра районный парад физкультурников. Сегодня получили на институт 510 белых маек с зеленоватым воротником и стального цвета трусы. Майка очень приличная, я тебе куплю такую же, и мы будем в одинаковых маечках ходить летом, то есть в отпуске».

Из письма Н.А. Пилюгина к будущей жене.
Москва. 30.05.1933 г.

Николай и Антонина поженились в декабре 1933 года.

Николай и Антонина. 18.04.1934 г.
Николай и Антонина.
18.04.1934 г.
Свидетельство о браке Пилюгина Н.А. и Лепешовой А.К.
Диплом Пилюгина Н.А.
Дипломный проект Пилюгина в МММИ им. Н.Э. Баумана был посвящён разработке прибора «Жирограф», предназначенного для записи результатов измерений угловых скоростей самолёта.

Дипломная работа Николая Алексеевича получила самые лестные отзывы преподавателей МММИ им. Н.Э. Баумана.

Прибор «Жирограф» - трёхкомпонентный самописец угловых скоростей самолёта. На фотографии прибор, который подарил Н.А. Пилюгину  коллектив ЦАГИ на память 1973 г.
Прибор «Жирограф» — трёхкомпонентный самописец угловых скоростей самолёта.
На фотографии прибор, который подарил Н.А. Пилюгину коллектив ЦАГИ на память.
1973 г.
Н.А. Пилюгин. 1940-е гг.
Н.А. Пилюгин.
1940-е гг.
Приборная панель.

За годы работы в ЦАГИ, а потом и в отделившемся от него Лётно-исследовательском институте, Н.А. Пилюгин прошел путь от старшего инженера до начальника лаборатории авиационного оборудования, где создавал измерительные приборы, всевозможные датчики и самописцы рулей, испытывал автопилоты. Рядом с ним была его любимая Тока: после окончания института Антонину направили в ЦАГИ, в цех механизации работать инженером-конструктором.

В годы войны Н.А. Пилюгин занимался разработкой аппаратуры для авиации и одновременно каждую свободную минуту уделял научным исследованиям, работая над кандидатской диссертацией.

В апреле 1943 года Н.А. Пилюгин защитил диссертацию на тему «Исследование работы воздушного реле в схеме автопилота «Сперри» в Учёном совете ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского под председательством М.В. Келдыша.

Диплом кандидата наук Пилюгина А.Н.

Командировка
в Германию

Рисунок ракеты ФАУ-2.

Рисунок ракеты «Фау-2».

По данным английской разведки и донесениям польских партизан в годы Второй мировой войны на территории Польши в районе Дебице находилась немецкая военная база, с территории которой запускались боевые ракеты «Фау-2». Летом 1944 года после освобождения Польши советское правительство направило группу военных специалистов во главе с генералом И.А. Серовым на этот ракетный полигон.

В группу входили Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов и другие специалисты.

А Николай Алексеевич оказался причастным к этой командировке, не выезжая из Москвы …

Письмо премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля  к Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Письмо премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля к Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой доставить в Англию фрагменты «Фау-2», найденные на территории Дебице. Просьба Черчилля была обусловлена тем, что ракеты «Фау-2» использовались для обстрела Лондона.
13.07.1944 г.

«Ночью меня и Пилюгина привезли в казармы на Хорошевском шоссе и дали два часа на изучение содержимого английских ящиков, при условии, что мы ничего не утащим, а хозяева-англичане не обнаружат следов наших исследований. Вооруженный только отверткой, пассатижами и кусачками, Пилюгин работал как профессиональный механик-приборист и пытался восстановить принцип работы немецких приборов и СУ… Запомнилось, как он долго бился, затем просиял и восторженно объяснил принцип работы гироскопического прибора, который оказался интегратором ускорения для выключения двигателя ракеты».

Б.Е. Черток – учёный-конструктор о первом знакомстве сотрудников НИИ-1 с двигателем и обломками «Фау-2».
1944 г.

М.К. Тихонравов с фрагментом двигательной установкой ракеты А-4 («Фау-2»).
М.К. Тихонравов с фрагментом двигательной установкой ракеты А-4 («Фау-2»).
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Двигательная установка ракеты А-4 («Фау-2») в лесу. Фото Ю.А. Победоносцева Польша, Дебице. 1944 г.
Двигательная установка ракеты А-4 («Фау-2») в лесу.
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Фрагмент воронки от взрыва головной части ракеты А-4 («Фау-2») . Фото Ю.А. Победоносцева Польша, Дебице. 1944 г.
Фрагмент воронки от взрыва головной части ракеты А-4 («Фау-2»).
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Один из приборов системы радиоуправления курсом ракеты А-4 («Фау-2»). Вид спереди. Фото Ю.А. Победоносцева. Польша, Дебице. 1944 г.
Один из приборов системы радиоуправления курсом ракеты А-4 («Фау-2»). Вид спереди.
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Один из приборов системы радиоуправления курсом ракеты А-4 («Фау-2»). Фото Ю.А. Победоносцева. Польша, Дебице. 1944 г.
Один из приборов системы радиоуправления курсом ракеты А-4 («Фау-2»).
Фото Ю.А. Победоносцева.
Польша, Дебице. 1944 г.
Фрагмент конструкции корпуса ракеты А-4 («Фау-2»). Германия, Пенемюнде. 1941-1944 гг.
Фрагмент конструкции корпуса ракеты А-4 («Фау-2»).
Германия, Пенемюнде. 1941-1944 гг.
Камень из штольни подземного ракетного завода Миттельверк. Германия, Нордхаузен.1942-1945 гг.
Камень из штольни подземного ракетного завода Миттельверк.
Германия, Нордхаузен.1942-1945 гг.
Специальный поезд с железнодорожным установочным агрегатом ракета А-4 («Фау-2»). Фото Ю.А. Победоносцева. Германия, 1945-1946 гг.
Специальный поезд с железнодорожным установочным агрегатом ракета А-4 («Фау-2»).
Фото Ю.А. Победоносцева.
Германия, 1945-1946 гг.
Н.А. Пилюгин – первый заместитель начальника института «Рабе» - главный инженер. Германия, г. Бляйхероде.  1945 г.
Н.А. Пилюгин – первый заместитель начальника института «Рабе» — главный инженер.
Германия, г. Бляйхероде.
1945 г.
После изучения элементов ракеты «Фау-2» в стенах родного НИИ в Москве Н.А. Пилюгину предстояла поездка в Германию. Целью командировки стало изучение немецкого ракетного производства.

Необходимо было обнаружить и изучить документацию на ракеты и, разобравшись во всех тонкостях их устройства, восстановить несколько комплектов немецких ракет. А также начать подготовку советских специалистов в области ракетной техники.

Для проведения этих работ был создан советский институт «Рабе» в городе Нордхаузен.

М.С. Рязанский и Н.А. Пилюгин. Германия. 1945 г.
М.С. Рязанский и Н.А. Пилюгин.
Германия. 1945 г.
Советские специалисты в области ракетной техники в институте «Рабе». Стоят слева направо: Н. А. Пилюгин, А.Г. Мрыкин, И.Б. Бровко, С.Г. Чижиков, В.И. Харчев, В.С. Будник. Сидят слева направо: Воскресенский, неизв., В. А. Бакулин, С.П. Королёв, В. П. Мишин, Ю. А. Победоносцев. Германия. Бляйхероде, февраль 1946 г.
Советские специалисты в области ракетной техники в институте «Рабе».
Стоят слева направо: Н.А. Пилюгин, А.Г. Мрыкин, И.Б. Бровко, С.Г. Чижиков, В.И. Харчев, В.С. Будник.
Сидят слева направо: Воскресенский, неизв., В.А. Бакулин, С.П. Королёв, В.П. Мишин, Ю.А. Победоносцев.
Германия. Бляйхероде, февраль 1946 г.
Справка полковнику Пилюгину Н.А.
Н.А. Пилюгин. 1946-1947 гг.
Н.А. Пилюгин.
1946-1947 гг.
Таким образом, в конце 1946 года в СССР стали поступать трофейные «Фау-2». Первое испытание немецкой ракеты было произведено 18 октября 1947 года в заволжских степях, на полигоне Капустин Яр.

Это событие стало точкой отчёта в истории советской ракетной техники.

Но была поставлена задача создать отечественную боевую ракету, не уступающую «Фау-2» по своим параметрам и характеристикам.

Н.А. Пилюгин оказался среди тех, кому государство поручило эту задачу. Ему пришлось уехать в длительную командировку на полигон Капустин Яр.

Полигон
Капустин Яр

В январе 1947 года Н.А. Пилюгин вернулся из Германии и возглавил 3-й приборный отдел и комплексное бюро НИИ-885. По предложению С.П. Королёва Н.А. Пилюгина назначили главным конструктором автономных систем управления.

Н.А. Пилюгин и С.П. Королёв. Капустин Яр. 1947 гг.
Н.А. Пилюгин и С.П. Королёв.
Капустин Яр. 1947 гг.
Группа управления запуском ракеты. Справа налево: начальник стартовой команды майор Я.И. Трегуб, оператор – капитан Н.Н. Смирницкий, представители главного конструктора Л.А. Воскресенский, Н.А. Пилюгин, Б.Е. Черток, И.А. Гинзбург. Капустин Яр. 18 октября 1947 г.
Группа управления запуском ракеты.
Справа налево: начальник стартовой команды майор Я.И. Трегуб, оператор – капитан Н.Н. Смирницкий, представители главного конструктора Л.А. Воскресенский, Н.А. Пилюгин, Б.Е. Черток, И.А. Гинзбург.
Капустин Яр. 18 октября 1947 г.

По итогам проведённой работы в НИИ-885 под руководством Н.А. Пилюгина были созданы системы управления баллистических ракет разработки С.П. Королёва и М.К. Янгеля, В.Н. Челомея.

М.К. Янгель, С.П. Королёв, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский. Капустин Яр. 1947 г.
М.К. Янгель, С.П. Королёв, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский.
Капустин Яр. 1947 г.

РЕДКИЕ ЧАСЫ ОТДЫХА

Заместитель начальника НИИ-44 Г.А. Тюлин в гостях у Н.А. Пилюгина.

Заместитель начальника НИИ-44 Г.А. Тюлин в гостях у Н.А. Пилюгина.

«Дома Николай Алексеевич отнюдь не был однобоким специалистом. Он был мастером печь блины и жарить котлеты, собирал хорошую музыку и аппаратуру для её воспроизведения. Его добрый юмор, хорошая, немного хитроватая улыбка смягчали и подкупали людей, особенно в сложных ситуациях».

М.А. Хазан – коллега Н.А. Пилюгина.

Николай Алексеевич на даче. 1978 г.
Николай Алексеевич на даче.
1978 г.
Н.А. Пилюгин.

Н.А. Пилюгин.

Заместитель С.П. Королёва В.П. Мишин (сидит справа) в доме Пилюгиных.

Заместитель С.П. Королёва В.П. Мишин (сидит справа) в доме Пилюгиных.

Основными увлечениями Николая Алексеевича были музыка, фотография и футбол. Н.А. Пилюгин был болельщиком футбольной команды «Спартак».

Н.А. Пилюгин за рабочим столом.

Н.А. Пилюгин за рабочим столом.

Приглашение на правительственный прием.
Поздравление.
Поздравление.

ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

Н.А. Пилюгин и С.П. Королёв. Капустин Яр. 1947 г.
Н.А. Пилюгин и С.П. Королёв.
Капустин Яр. 1947 г.

«Я с абсолютной уверенностью могу утверждать, что Пилюгин был одним из самых близких товарищей С.П. Королёва. Они понимали друг друга даже не с полуслова, а без слов. И так же как Королёв, он воспитал много прекрасных конструкторов и других специалистов в своём коллективе».

Г.А. Тюлин — заместитель начальника НИИ-44.

Н.А. Пилюгин и С.П. Королев в санатории «Красные камни». Кисловодск. 1957 г.
Н.А. Пилюгин и С.П. Королев в санатории «Красные камни».
Кисловодск. 1957 г.
Жена С.П. Королева Нина Ивановна Королева и Антонина Константиновна Пилюгина на отдыхе в Кисловодске.

Жена С.П. Королева Нина Ивановна Королева и Антонина Константиновна Пилюгина на отдыхе в Кисловодске.

Н.А. Пилюгин и С.П. Королёв на выборах в Верховный совет СССР. г. Байконур. 1962 г.
Н.А. Пилюгин и С.П. Королёв на выборах в Верховный совет СССР.
г. Байконур. 1962 г.

«Королёв очень ценил Пилюгина и часто советовался с ним даже по вопросам, не имеющим никакого отношения к тому, чем занимался Николай Алексеевич, за которые он не нёс ответственности».

Б.Е. Черток.

«Папа дружил с Королёвым. Сергей Павлович считал папу талисманом и без него на пуски не ездил.»

Надежда, дочь Н.А. Пилюгина

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПУСКИ

«Николай Алексеевич всё время держал в голове необходимость освобождения ракетной техники от радиохвостов и системы радиоуправления. Большая заслуга в создании чисто автономных СУ принадлежит Пилюгину, особенно для боевых ракет».

Б.Е. Черток.

Ещё в 1946  году Сергей Павлович Королёв пришёл к выводу о необходимости координации деятельности ведущих специалистов, отвечающих за создание и полёт ракеты.

Так родился совет главных конструкторов, в состав которого вошёл Н.А. Пилюгин.

Совет главных конструкторов. Слева направо: М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин, С.П. Королёв, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов.

Совет главных конструкторов. Слева направо: М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин, С.П. Королёв, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов.

В результате талантливой организации ракетного производства, деятельности ряда конструкторских бюро и эффективной работы совета главных конструкторов в 1957 году была создана первая в мире ракета-носитель космического класса Р-7.

Двухступенчатая баллистическая ракета Р-7 стала ракетой-носителем, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли.

Комиссия по запуску первого искусственного спутника Земли. г. Байконур. 1957 г.
Комиссия по запуску первого искусственного спутника Земли.
г. Байконур. 1957 г.
Ракета Р-7 на стартовой позиции.

Ракета Р-7 на стартовой позиции.

Коллектив Н.А. Пилюгина решал ряд важных проблем, связанных со стартом ракеты, управлением во время работы первой ступени, с пакетным разделением ступеней и работой второй ступени.

Легендарная «семёрка» стала основой ракеты-носителя «Восток», которая положила начало пилотируемой космонавтике.

Ракета-носитель «Восток» в момент старта. Апрель 1961 г.
Ракета-носитель «Восток» в момент старта.
Апрель 1961 г.
Справа налево: лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин, главный конструктор  С.П. Королёв, начальник космодрома А.Г. Захаров, руководитель НИИ-885 Н.А. Пилюгин, директор НИИ-88 Ю.А. Мозжорин. Космодром Байконур. 1961 г.
Справа налево: лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин, главный конструктор С.П. Королёв, начальник космодрома А.Г. Захаров, руководитель НИИ-885 Н.А. Пилюгин, директор НИИ-88 Ю.А. Мозжорин.
Космодром Байконур. 1961 г.
Н.А. Пилюгин и космонавт Г.С. Титов.

Н.А. Пилюгин и космонавт Г.С. Титов.

С 1965 года начинается создание систем управления (СУ) автоматических межпланетных станций (АМС) для полётов к Луне, Марсу, Венере.

Система управления – это неотъемлемая часть космических аппаратов и средств выведения, это совокупность чувствительных элементов, преобразующих устройств и исполнительных органов, которые управляют траекторией движения, ориентацией, скоростью космических аппаратов.

Спускаемый аппарат АМС «Луна-9», благодаря которому  были сделаны первые панорамные снимки на поверхности Луны.

Спускаемый аппарат АМС «Луна-9», благодаря которому были сделаны первые панорамные снимки на поверхности Луны.

АМС «Луна-16» , осуществившая забор лунного грунта.

АМС «Луна-16», осуществившая забор лунного грунта.

Выведение автоматических межпланетных станций и легендарных «Луноходов» осуществлялось ракета-носителями и разгонными блоками с системами управления, также созданными в НИИАП.

Самоходный аппарат «Луноход-1».

Самоходный аппарат «Луноход-1».

АМС «Венера-9» , осуществившая первую в мире панорамную фотосьёмку на планете Венера.

АМС «Венера-9», осуществившая первую в мире панорамную фотосьёмку на планете Венера.

Главные конструкторы орбитального корабля «Буран» Н.А. Пилюгин и Г.Е. Лозино-Лозинский. 1978 г.
Главные конструкторы орбитального корабля «Буран» Н.А. Пилюгин и Г.Е. Лозино-Лозинский.
1978 г.

В 1976 году была принята программа создания многоразовой космической транспортной системы (МТКС). В состав системы входили ракета-носитель «Энергия», орбитальный корабль «Буран» и орбитальный буксир.

15.11.1988 года в центре управления полётами все с волнением ожидали посадки первого советского шаттла МТКС «Энергия-Буран», но на космодром Байконур надвигался циклон с дождём и шквальным ветром, было объявлено штурмовое предупреждение. Корабль появился в поле видимости и пошёл на снижение, но неожиданно для наблюдателей резко ушёл влево. Показавшись снова, корабль совершил успешную посадку. По итогу выяснилось, что автоматическая система управления посчитала сильный боковой ветер опасным, и потому отправила корабль на посадку не левым, а правым кругом.

Это был триумф.

Пресс-конференция для советских и иностранных журналистов после успешного полёта МТКС «Энергия-Буран». Москва. Ноябрь 1988 г.
Пресс-конференция для советских и иностранных журналистов после успешного полёта МТКС «Энергия-Буран».
Москва. Ноябрь 1988 г.
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия»- «Буран» на стартовой позиции. Казахская ССР, Космодром Байконур. 1988 г.
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия»- «Буран» на стартовой позиции. Казахская ССР, Космодром Байконур. 1988 г.
Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия»-«Буран» на стартовой позиции.
Казахская ССР, Космодром Байконур. 1988 г.
Обмен мнениями после завершения пресс-конференции создателей МТКС «Энергия-Буран». Слева направо: В.П. Лапыгин, В.П. Бармин, А.И. Дунаев, Ю.П. Семёнов, Б.И. Губанов, Г.Е. Лозино-Лозинский, Ю.С. Филаретов
Обмен мнениями после завершения пресс-конференции создателей МТКС «Энергия-Буран».
Слева направо: В.П. Лапыгин, В.П. Бармин, А.И. Дунаев, Ю.П. Семёнов, Б.И. Губанов, Г.Е. Лозино-Лозинский, Ю.С. Филаретов.
Н.А. Пилюгин – третий слева, рядом с ним, справа С.А. Афанасьев – министр общего машиностроения СССР. 1978 г.
Н.А. Пилюгин – третий слева, рядом с ним, справа С.А. Афанасьев – министр общего машиностроения СССР.
1978 г.

НАСЛЕДИЕ Н.А. ПИЛЮГИНА

«Надёжность — наш закон, точность — наше правило»

девиз Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина.

30.03.1963 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР №380-138, согласно которому были созданы два крупных института: Научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения (НИИАП) и Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП), главными конструкторами и директорами которых были назначены соответственно Н.А. Пилюгин и М.С. Рязанский. Эта дата и стала официальной датой основания НИИАП.

Н.А. Пилюгин за рабочим столом.

Н.А. Пилюгин за рабочим столом.

Групповое фото.
С.А. Афанасьев - министр общего машиностроения СССР, награждает предприятие орденом Ленина. Москва. 1966 г.
С.А. Афанасьев — министр общего машиностроения СССР — награждает предприятие орденом Ленина.
Москва. 1966 г.
С.А. Афанасьев, Ю.А. Гагарин, Н.А. Пилюгин и другие. Москва. 1966 г.
С.А. Афанасьев, Ю.А. Гагарин, Н.А. Пилюгин и другие.
Москва. 1966 г.
Собрание коллектива НПО АП, посвящённое 75-летию со дня рождения  С.П. Королёва. В президиуме - генеральный конструктор Н.А. Пилюгин, лётчики-космонавты Г.С. Титов и В.Ф. Быковский. Январь. 1982 г.
Собрание коллектива НПО АП, посвящённое 75-летию со дня рождения С.П. Королёва.
В президиуме — генеральный конструктор Н.А. Пилюгин, лётчики-космонавты Г.С. Титов и В.Ф. Быковский.
Январь. 1982 г.

«Большое место в кооперации занимает НИИАП – фирма Николая Алексеевича Пилюгина и его приемника Владимира Лаврентьевича Лапыгина. Разработанная ими система управления надёжно обеспечивала устойчивый полёт ракет и точность попадания в цель».

А.А. Ряжских — начальник Главного управления ракетного вооружения, заместитель главнокомандующего РВСН по вооружению, лауреат Государственной премии СССР.

Владимир Лаврентьевич Лапыгин - генеральный конструктор и генеральный директор НПЦ АП, возглавивший предприятие после Н.А. Пилюгина.

Владимир Лаврентьевич Лапыгин — генеральный конструктор и генеральный директор НПЦ АП, возглавивший предприятие после Н.А. Пилюгина.

Юрий Владимирович Трунов - генеральный конструктор и генеральный директор НПЦ АП (с 1998 по 2001 г., с 2001 г. генеральный конструктор).

Юрий Владимирович Трунов — генеральный конструктор и генеральный директор НПЦ АП (с 1998 по 2001 г., с 2001 г. генеральный конструктор).

Ефим Леонидович Межирицкий - генеральный директор НПЦ АП (с 2001 г.)

Ефим Леонидович Межирицкий — генеральный директор НПЦ АП (с 2001 г.)

С 2001 года предприятие носит название ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина (ФГУП «НПЦАП») в память о Николае Алексеевиче как о крупном учёном и основателе предприятия, руководившем им 36 лет.

Интегрированная структура ФГУП «Научно производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» включает в себя Головное предприятие (ФГУП «НПЦАП») и филиалы: ФГУП «НПЦАП» — «ПО «КОРПУС» (г. Саратов), ФГУП «НПЦАП» — «СОСЕНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» (г. Сосенский Калужской области), ФГУП «Завод «Звезда» (г. Осташков тверской области).

В результате своей деятельности Николай Алексеевич не только стал участником исторических космических пусков, но и создал школу, которая продолжает успешно работать в заданной области.

Деятельность ФГУП «НПЦАП» имеет следующие направления:

1. Комплексное проектирование бортовой аппаратуры, систем управления, средств выведения полезных нагрузок и создание аппаратурно-программной методологии наземной отработки и эксплуатации систем управления.

Комплексное проектирование и отработка системы управления ракетой-носителем «ПРОТОН-М».

Комплексное проектирование и отработка системы управления ракетой-носителем «ПРОТОН-М».

Комплексное проектирование и отработка системы управления разгонного блока «ФРЕГАТ».

Комплексное проектирование и отработка системы управления разгонного блока «ФРЕГАТ».

2. Синтез систем управления и разработка бортового программно-математического обеспечения.

3. Проектирование цифровых вычислительных систем для бортовой и испытательно-пусковой аппаратуры.

4.Автоматизированное проектирование аппаратуры систем управления.

5. Разработка инерциальных измерительных приборов и систем.

6. Производство приборов и узлов системы управления.

7. Испытание приборов системы управления.

Испытательный комплекс «РОТОР».

Помимо работ в области ракетостроения, предприятие занимается производством разнообразной продукции для народного хозяйства. Это диагностическое оборудование для автомобилей, система мониторинга сооружений, термокроватка «Детка-12-01» и многое другое.

Термокроватка «Детка-12-01»
Диагностическое оборудование для автомобилей

Термокроватка «Детка-12-01» и диагностическое оборудование для автомобилей.

За выдающиеся труды Н.А. Пилюгину было дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда (1956 г., 1961 г.)

Он был награждён пятью орденами Ленина (1956 г., 1958 г. 1968 г., 1975 г. и 1978 г.), орденом Октябрьской Революции (1971 г.) и медалями.

Николай Алексеевич являлся лауреатом Ленинской премии (1957 г.), лауреатом Государственной премии СССР (1967 г.)

Медаль юбилейная, посвященная 75 - летию со дня рождения академика Н.А. Пилюгина. Москва. 1983 г.
Медаль юбилейная, посвященная 75 — летию со дня рождения академика Н.А. Пилюгина.
Москва. 1983 г.
Медаль им. Академика Н.А. Пилюгина. Награда Федерации космонавтики СССР. Москва. 1988 г.
Медаль им. Академика Н.А. Пилюгина. Награда Федерации космонавтики СССР.
Москва. 1988 г.
Конверт почтовый «100 лет со дня рождения Н.А. Пилюгина ( 1908 - 1982 )» со штемпелем спецгашения. Частный сувенирный выпуск. Москва. 2008 г.
Конверт почтовый «100 лет со дня рождения Н.А. Пилюгина ( 1908 — 1982 )» со штемпелем спецгашения. Частный сувенирный выпуск.
Москва. 2008 г.
Итогом деятельности Николая Алексеевича явилась научно-техническая школа – школа Пилюгина, цель которой – создание автоматических, автономных, высокоточных и надежных систем управления летательными аппаратами.

Главный конструктор Н.А. Пилюгин оставил богатое творческое наследие, главными элементами которого являются:

— научные и технические основы единого комплекса управления ракетно-космическими комплексами в виде бортовой и испытательно-пусковой аппаратуры;
— теория управления движением летательных аппаратов;
— вычислительные системы повышенной надежности и их внедрение в бортовую и наземную аппаратуру систем управления;
— интегрированные системы управления спутниковой навигацией;
— системный подход к обеспечению надежности на всех стадиях создания системы управления.

Н.А. Пилюгин.

Н.А. Пилюгин.

«Личность Н.А. Пилюгина столь масштабна, что трудно что-то выделить отдельно из его биографии. Его жизненная позиция оставалась цельной и ясной в любом случае: на совещании у руководства страны, у себя в институте, среди соратников, на серийных заводах. Это был великий человек, уважаемый и любимый всеми, кому выпало счастье его знать лично и с ним работать.»

Г.М. Туполев о Н.А. Пилюгине.