Ранее уже говорилось о первой научно-фантастической повести Циолковского «На Луне». Следующей вехой стала повесть «Грезы о Земле и Небе и эффекты всемирного тяготения» — сборник научно-фантастических очерков, опубликованная в 1895 году. Это сочинение явилось большой итоговой работой, которая коснулась огромного круга вопросов, связанных с космическим развитием земной цивилизации. В «Грезах…» 1895 года 150 страниц, 9 глав («очерков»): 1.Наружное строение Вселенной. 2.Всемирное притяжение. 3.Описание разных явлений, происходящих без участия силы тяжести. 4.Ненавистник тяжести. 5.Возможно ли на Земле получить среду с иной тяжестью, отличной от земной. 6.Мысли чудака о вреде воздуха и о возможности жить в пустоте; мечты его об особой породе разумных существ, живущих без атмосферы. 7.В поясе астероидов. 8.Энергия лучей Солнца. 9.Тяготение как причина скоростей небесных тел и их лучеиспускания.
По сюжету произведения автор отправил своего героя в путешествие по Солнечной системе. Он знакомится с различными физическими явлениями и встречается с представителями иных цивилизаций. Чтобы показать возможные направления, по которым может идти внедрение человечества в космическую среду, автор изобразил гипотетических обитателей космоса и других планет, которые находятся н разных ступенях развития, причем самая низшая из них выше уровня развития землян конца XIX века. Соответственно этим ступеням они участвуют в едином процессе освоения и использования космического пространства, общаются друг с другом, имеют единые цели достижения счастья, могущества и гармонии во всей Вселенной.
Описывая их деятельность, ученый нарисовал грандиозную картину Вселенной, показав ее целостным живым организмом. В соответствии с научными взглядами своего времени он дал основные астрономические характеристики планет, раскрыл закон всемирного тяготения, описал влияние силы тяжести на деятельность различных объектов, а также жизнь без тяжести, т.е. состояние невесомости. Рассказал он и об условиях пребывания людей на других планетах и астероидах, указал на скафандры и другие средства жизнеобеспечения, позволяющие им комфортно находиться в любых условиях. Именно в этой работе он впервые сформулировал идею искусственного спутника Земли, а также космической обитаемой станции с замкнутым экологическим циклом…
Но тогда, в 1895 году, эта книга принесла Циолковскому немало огорчений. В роли спонсора согласился выступить известный калужанин А.Н. Гончаров, племянник знаменитого писателя. Он не только дал денег, но и поставил на обложке свое имя в качестве издателя. А далее слово Александру Ассонову: «Я помню, как А.Н. Гончаров смеялся над отцом, говоря, что он с Циолковским пытается осуществить фантастическую мысль – «поднять в воздух воздушный шар из железа». Но впоследствии отец убедил Гончарова выделить средства на издание только что оконченного тогда сочинения Константина Эдуардовича – «Грезы о земле и небе». Это было в 1894 году. В нашей же гостиной, за круглым столом, при свете высокой керосиновой лампы состоялось и первое чтение отрывков из «Грез». Потом Константин Эдуардович читал рукопись Гончарову у него дома, и тому все очень понравилось.
Кончилась эта история совершенно неожиданно. Помню, как Гончаров, злой, красный от негодования, пришел к отцу, держа в руках авторский экземпляр «Грез» с надписью Константина Эдуардовича. — Вы, — говорил он, — втянули меня в эту глупую историю Мне знакомые литераторы пишут и смеются… Я дорого бы дал, чтобы это издание уничтожить. Отношения Гончарова с Константином Эдуардовичем охладились навсегда…». Появились рецензии в журналах «Научное обозрение» и «Неделя». Неизвестный автор «Научного обозрения» писал: «Мы охотно назвали бы г. Циолковского талантливым популяризатором и, если угодно, русским Фламмарионом, если бы, к сожалению, этот автор знал чувство меры и не увлекался лаврами Жюля Верна. Разбираемая книга производит странное впечатление. Трудно догадаться, где автор рассуждает серьезно, а где фантазирует или даже шутит…». В журнале «Неделя» Циолковского карикатурно изобразили верхом на аэростате, держащим под мышкой планеты. А рецензия заканчивалась такими словами: «Безвестный литератор вздумал посетить Луну, астероиды и различные планеты. Что же, неплохое занятие для бездельника. Но не лучше ли было… не заниматься бесплодными грезами о небе, а взглянуть на землю и посвятить свое вдохновение мирским делам: например, непорядкам на железных дорогах или неблагоустройству мостовых и тротуаров…».
Прочитав, ученый грустно заметил: «На «Грезы…» мои «Неделя» дала отрицательный отзыв. А в 1932 году заметил: «Посмеялись над этой книгой в журнале «Неделя». Теперь вышло 3-е издание». Причем, предисловии к 3-му изданию написал известный популяризатор науки Я.И. Перельман: «Прочтите увлекательные страницы очерков… Это произведение написано до того, как идея ракетных полетов озарила ум автора. Здесь межпланетные путешествия описываются как чисто фантастические. Лишь впоследствии эта фантазия была претворена автором в техническую идею».
В 1970 году на книге 1895 года, бережно хранящейся в Государственном появилась уникальная надпись Ее сделал американский астронавт Нейл Армстронг, первый ступивший на поверхность Луны: «Музею Циолковского. Для меня было большой честью принять участие в осуществлении этой мечты на Базе Спокойствия. 1969 г.».
Этой работой закончился первый этап исканий Циолковского, этап фантазии, подкрепленной наукой, о которой он писал: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет».