В начале 30-х годов в Москве завершилось строительство новой большой кинофабрики «Мосфильм». Всех интересовало, какие же фильмы будут там сниматься. Молодой режиссер Василий Журавлев, давно мечтавший о создании приключенческого фильма о космическом полете, предложил сделать художественный фильм о полете на Луну. Он же рискнул пригласить на должность консультанта самого Константина Эдуардовича Циолковского. Весной 1933 года в Калугу, без точного адреса – просто «Калуга, Циолковскому», — пошло первое письмо Журавлева, в котором он просил ученого принять на себя обязанности научного консультанта. На письмо из Москвы ученый ответил быстро. Он давал свое согласие, а также приглашал съемочную группу к себе в гости.
Почему невероятно занятого ученого увлекла идея создания подобного кинофильма? Позднее рассказал об этом журналист газеты «Ленинградская правда» Николай Саламанов: «Как известно, Циолковский почти не посещал кинотеатры. Когда в 1931 году мне довелось быть у этого замечательного человека, я задал ему и такой вопрос: бывал ли он или бывает ли в кино? Константин Эдуардович замахал руками и сказал: «На это у меня совершенно нет времени. Правда, запомнилась мне одна фильма. Много лет назад кто-то из знакомых уговорил меня пойти в кинематограф и посмотреть картину «Полет на Луну». Чепуха страшнейшая. Но потом я не раз возвращался мыслями к этой кинокартине, так как, несмотря на обилие всякой ерунды, оказалось, что кинематограф может показать самое фантастическое и необычное. Как уж они это делают, не знаю. Но кое-что сделано ловко. И я подумал, что будущее, даже далекое, не только авиации, но будущее астронавтики, еще до того, как люди начнут (на первых порах) полеты в околоземном космическом пространстве, уже можно будет показать на полотне кинематографа».
Съемочная группа с нетерпением ожидала встречи с Константином Эдуардовичем. Журавлев вспоминал: «Поезд приходил в Калугу рано утром… Чувство огромного волнения охватило нас тогда… Задумались, как встретит нас этот знаменитый ученый, который вот здесь, в тихом, провинциальном городе производит математические расчеты будущих аппаратов для свершения межпланетных путешествий… На всю жизнь запомнилась мне первая фраза хозяина дома: «Это вы на Луну собрались?».
Серьезный разговор в кабинете продолжался несколько часов. Константин Эдуардович считал, что фильм, даже фантастический, должен иметь серьезную научную основу. Надо реально изобразить ракету и мир без тяжести, кабину космического корабля и одежду астронавтов, черный космос с немигающими звездами, мягкую посадку на Луну и, наконец, возвращение на Землю… Говорил Циолковский сначала спокойно, обстоятельно, затем начинал увлекаться и говорил страстно, ярко и необычайно образно… Мы сразу как бы погрузились в необычайное заатмосферное бытие!
«Вы запомнили, что притяжение на Луне в шесть раз меньше, чем у нас? Вот скачками и можете двигаться вперед, а лучше «по воробьиному»», — и сразу раскатистый, веселый смех и наглядная демонстрация передвижения человека на Луне при помощи привезенной нами маленькой куклы на шарнирах». О космосе, Луне, звездах ученый говорил так, как будто сам побывал в космосе и пережил все необычные ощущения, ожидающие человека в космическом полете».
После поездки в Калугу был объявлен конкурс на лучший сценарий. Художником картины стал Юрий Павлович Швед. Перед ним стояла невероятно тяжелая задача – подготовить эскизы того, чего он никогда в жизни не видел – ангара для ракетоплана, ажурной эстакады для запуска ракеты, пейзажей лунной поверхности и многого другого. В этой работе огромную помощь ему оказал «Альбом космических путешествий», созданный Циолковским в помощь творческой группе. «Альбом» — это десятки рисунков, схем и пояснений. На них были изображены и космонавты в скафандрах, и шлюзовая камера, через которую можно выйти в открытый космос, и страховочный фал, чтобы космонавт не улетел в черную бездну. Рисунок за рисунком, страница за страницей Циолковский показал, как должен происходить полет на Луну, что ждет героев на этом небесном теле. Ему важно было показать возвращение экспедиции на Землю, и он изобрел способ посадки космического корабля с помощью огромных парашютов. Именно этот способ приземления космических кораблей применяется в настоящее время.
Действие фильма должно было происходить в Москве в 1946 году (съемки фильма происходили в 1934-1935 гг.) Институт межпланетных сообщений имени Циолковского разрабатывает проблему связи с Луной при помощи ракетных снарядов. На Луну на гигантском ракетоплане «СССР-1» решил лететь на Луну его конструктор академик Седых (эту роль играл заслуженный артист республики С. Комаров), его помощница Марина и школьник Андрюша, незаконно пробравшийся на борт космического корабля. Испытав перегрузку и невесомость, отважные путешественники совершили благополучную посадку на Луну, где с ними происходили самые невероятные приключения, а затем, выполнив программу, вернулись на Землю.
Фильм «Космический рейс» из-за своей постановочной сложности создавался долго, почти два года. В сценарии все выглядело невероятно увлекательно, а, главное, просто. В действительности же предстояло построить технические сооружения, не имеющие аналога. Проблемы появлялись, одно другой сложнее. Как создать мир без тяжести? Как добиться, чтобы герои фильма «свободно парили в кабине, чувствуя себя невесомыми»? Как сделать сам космос с его немигающими звездами? Самым сложным оказалось создать «эффект невесомости». Актеров пытались подвешивать на проволочках – ничего не получалось. Не помогли и особые магнитные подошвы, с помощью которых они должны были ходить по стенам и потолку корабля. Все понимали – без показа невесомости картины не будет. Ведь зритель обязательно должен был поверить, что герои переживают в кабине корабля невесомость, с которой на Земле еще никто не знаком. И тогда Журавлев обратился к ученым, водолазам, энергетикам, инженерам кино: «Создать мир без тяжести в условиях земного притяжения – это было задача колоссальной сложности. Решили мы ее потому, что привлекли знаменитого авиационного конструктора А.А. Микулина. Мы объяснили задачу, и через некоторое время он предложил следующее: пусть съемочная камера и актер будут двигаться в различных направлениях относительно неподвижной кабины космического корабля. Это и помогло решить задачу. Герои, постепенно, как бы теряя вес, начинали летать по кораблю, переворачиваться в воздухе и даже становиться на голову. Впервые в мире оператору удалось достичь такой степени имитации невесомости, что и сегодня, когда съемки невесомости стали привычными, кадры фильма кажутся документальными и производят большое впечатление.
19 сентября 1935 года страна узнала о смерти Циолковского. Несколько месяцев спустя, в январе 1936 года, на экраны вышел фильм «Космический рейс». Как и предполагал ученый, картина потрясла воображение зрителей. На «Мосфильм» пришли тысячи восторженных писем. Сергей Павлович Королев вспоминал, что ходил смотреть фильм несколько раз и нашел в нем много полезного для своей работы. А через много лет фильм получил высокую профессиональную оценку космонавтов. Космонавт Г.Т. Береговой рассказывал: «Я с группой космонавтов впервые смотрел этот фильм много лет назад, и на нас потрясающее впечатление произвело «плавание» экипажа в состоянии невесомости. Это можно принять за документальные кадры, снятые внутри «Салюта». Конечно, были замечены и некоторые неточности, но, как сказал космонавт В. Севастьянов: «Если бы меня в 1961 году попросили описать космическую технику 1980 года, я ошибся бы гораздо больше, чем авторы фильма, развивавшие идеи Константина Эдуардовича Циолковского».