1898 год – особенный год в жизни Константина Эдуардовича Циолковского. В этом году он поставил последнюю точку в рукописи, которая является первым в мире теоретическим трудом по космонавтике, «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Закончены математические расчеты по поводу космической ракеты, завершена работа, в которой ракете предназначена роль покорителя космоса. К идее ракеты как космического транспорта Циолковский пришел после многих лет поиска подходящего средства, раздумий и ошибок.
Еще в 16-летнем возрасте придумал центробежную машину для подъема в космос, но вскоре понял свою техническую ошибку. Прочитав романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», всерьез взялся делать расчеты пушки и полета человека в пушечном ядре. Понял, что такой полет возможен чисто теоретически. На практике длина жерла пушки составит километров 300, а ощущаемый человеком вес увеличится в тысячу раз. И снова поиски. В 1896 году стал набрасывать первые контуры пассажирских ракет. В первой своей работе на эту тему даже само слово «ракета» взял в кавычки – настолько необычно было ее новое предназначение. Поиски средства для полета в космос увенчались успехом, сама работа, создававшаяся около трех лет, была завершена.
Казалось бы, сделано большое открытие – а значение своего труда Циолковский прекрасно осознавал. Надо спешить опубликовать работу, заявить свой приоритет. Однако Циолковский не был бы Циолковским, если бы в каждый период жизни работал исключительно над одной научной темой. Ученый, считавший себя энциклопедистом, всю свою жизнь трудился параллельно над несколькими проблемами.
В этом смысле не был исключением и 1898 год. Циолковский был верен себе, он чрезвычайно высоко ценил свою неуемную свободу творчества, просто не мог работать иначе. И вот в разгар труда над космической ракетой, в 1897 году, он ненадолго отвлекается на совершенно другую тему, связанную не с космонавтикой, а с воздухоплаванием и авиацией. Он самостоятельно изобретает и строит большую воздуходувку – первую в России аэродинамическую трубу для испытания моделей летательных аппаратов в воздушном потоке. Составляет программу опытов, делает модели, измерительное оборудование – и все это в одиночку, своими руками. Ищет деньги на продолжение работ. Получив субсидию от Российской Академии наук в 1900 году, строит вторую трубу, больших размеров, и работа приобретает невиданный размах. С мая 1900 по март 1902 г. проводит около 10000 опытов, ежедневно занимаясь тяжелым физическим трудом. Ведь, чтобы привести воздуходувку в движение, необходимо было поднимать к потолку комнаты груз, при падении которого ее барабан начинал вращаться. А в это время надо было бежать замерять результаты, потом обрабатывать их, считать, считать… Одновременно пишет и целый ряд статей по воздухоплаванию, посылает их в разные редакции. Это был титанический хлопотливый труд. История все расставила по своим местам. Аэродинамические эксперименты Циолковского сегодня представляют интерес лишь с точки зрения написания научной биографии самого Циолковского. А работа «Исследование…» установила мировой приоритет нашей страны в разработке теории космического полета. Это труд классической простоты и ясности, глубины охвата предмета. Не случайно уравнение движения ракеты позже стало называться формулой Циолковского. Эта формула, полученная около ста лет тому назад, не является сегодня просто достоянием истории ракетодинамики. Это современный рабочий инструмент, на основе которого другие ученые получили новые уравнения, например, получено обобщение формулы Циолковского на случай околосветовых скоростей, когда вступают в силу законы специальной теории относительности. Наверняка сам Циолковский не заглядывал так далеко, тем более, что сегодня получена и формула Циолковского для так называемых «тяготеющих масс» — сверхгигантских ракет, которые будут обладать своей собственной силой тяготения! Без преувеличения можно сказать, что именно 1898 год обессмертил имя Циолковского.И вот неожиданный поворот в духовных поисках ученого. Летом этого года он написал заметку «Разъяснение молитвы господней и выражение ее живыми словами» — второй вариант «Молитвы», созданной им за несколько лет до этого. Сама молитва начиналась словами: «Отец, живущий на небе! Пусть узнают того, кто создавал Солнце, звезды, планеты и живущих на них существ! Пусть узнают про Всесильного, могущего не только создавать мир, но и уничтожать его так же скоро или еще скорее, чем он был создан!»
Религиозные взгляды ученого были далеки от православия и какой-либо другой конфессии. Оценивая человечество как единое целое, он отказывался принимать многообразие мировых и национальных религий. Логика его мысли выходила за рамки догматического богословия, многочисленных противоречий между учениями. Циолковский считал ненужной обрядовую сторону религии, хотя ему приходилось и посещать церковь, и говеть – так было принято в обществе.
Много лет спустя, отвечая на вопрос, верит ли он в Бога, Циолковский так объяснял свою позицию: «Если вы имеете в виду евреев и христиан разных вероисповеданий – православных, католиков, протестантов и проч. — то их учение представляет только смутные намеки на истину со множеством вредных заблуждений, нелепых басен и суеверий. Древние мудрецы, создатели религий, основывались, конечно, на созерцании природы. Но их познание космоса было очень слабо, так как наук тогда еще не существовало. Понятно, что их выводы, их мировоззрения не могли быть ни полными, ни верными. Последователи мудрецов еще более искажали учения древних. Могли быть, например, истинными представления о происхождении вселенной, когда даже Земля представлялась людям плоской и неопределенной величины, когда Земля была центром вселенной, а все другое существовало только для услуг Земли!.. Загадка существования и появления человека (разрешенная теперь) побуждала принимать гипотезу о бытии всемогущего существа, создавшего сразу человека из глины подобно скульптору с прибавкой духа. Надо создать научное определение Бога, если мы не хотим расстаться с этим словом… Поистине его (космос) можно назвать отцом, и он подходит к нашему определению Бога. Такой Бог действительно существует, так как нельзя же отрицать бытие вселенной, ее владычество, доброту и совершенство».
Казалось бы, перед нами чисто материалистическая позиция. Но еще с юности он интересовался религией, размышлял о ее роли в духовной жизни человека, о руководящей силе судьбы (фатума, рока). И конечно, много размышлял о бессмертии, о вселенской любви и счастье. Он толковал по-своему деятельность Христа, «улучшал» представление о Боге, создавал собственные тексты молитв, потому что практически всю жизнь ощущал потребность в наличии абсолюта, который он чаще называл Причиной космоса. В статье «Есть ли Бог?» он вопрошает: «Нет ли чего такого, что нами распоряжается, от чего мы зависим, что нас создало, что дало нам разум и познание вселенной, что благосклонно относится к своему созданию, дает ему вечность и счастье?»
В самом конце того удивительного 1898 года, о котором мы говорим, ученый приступил к созданию статьи с противоречивым названием «Научные основания религии» и по этому поводу записал: «Вопрос о вечном блаженстве». Таков был Циолковский практически всю свою сознательную жизнь – противоречивым и неожиданным, продуктивным, многосторонним, страстно увлеченным и научными открытиями, и духовными поисками.
В.И. Алексеева,
заведующая научно-просветительным отделом музея