Великий русский ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, главным смыслом своей жизни видевший возможность «продвинуть человечество хоть немного вперед», обеспечить «горы хлеба и бездну могущества», обосновал обширную программу овладения человечеством космическим пространством, изобразил грандиозную картину космической цивилизации будущего. Своими трудами он подготовил почву для возникновения новой научной дисциплины, название которой – космонавтика, предвосхитил начало Космической эры. Именно учителем называл Константина Эдуардовича основоположник жидкостного отечественного двигателестроения Валентин Петрович Глушко. А основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королев, один из создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, свои труды не просто сверял с трудами Циолковского. Он брал их за основу, считая себя учеником Константина Эдуардовича, как и другие выдающиеся советские ученые, конструкторы в области ракетно-космической техники. Советские, российские космонавты, знакомые с космосом не понаслышке, познакомившись с научными трудами Циолковского, особенно с его научно-фантастической повестью «Вне Земли», назвали ученого провидцем, космическим пророком. И действительно, повесть полна научных предвидений. Эти предвидения и хотелось отметить в настоящей статье. В результате получилась своеобразная «перекличка» научных фантазий, технических проектов Циолковского и реалий 2017 года. Космонавты проявляли особый интерес к повести «Вне Земли». Поражаясь прозорливости ученого, они зачитывались повестью не только на Земле, но и в космосе. Издания разных лет побывали на борту орбитальной станции «Мир» и Международной космической станции (МКС).
Время действия повести – 2017 год. Согласно сюжету повествования, путешественники отправляются в космический полет 1-го января, а 10-го апреля посылают землянам сообщение о результатах полета, предлагая последовать их примеру. Не правда ли, удивительна указанная ученым дата «10 апреля»? Он почти угадал с днем космонавтики!
Сюжет повести несложный: группа ученых разных национальностей сначала полетела на Луну, а затем к планетам Солнечной системы. Используя жанр научной фантастики, Циолковский подробно рассказал об условиях полета и пребывания на Луне, о жизни в комическом эфире, красочно изобразил картину Вселенной.
При этом ученый последовательно изложил разработку проекта транспортного средства для полета в космос — ракеты. Подробно описав пассажирскую космическую ракету 2017 года, Циолковский указал длинное тело формы наименьшего сопротивления вроде гигантского веретена, разделенное поперечными перегородками, где располагаются реактивные приборы, кают-компания, и окруженный камерой взрывной механизм. Отметил, что температура внутри ракеты регулируется по желанию. Из особых резервуаров выделяется кислород, необходимый для дыхания. Имеются камеры с запасом пищи и воды. Камеры с жидкостями предназначены для погружения в них путешественников во время усиленной относительной тяжести. При выходе в пустое пространство, в чуждую нам атмосферу надеваются скафандры. Для разведения овощей и фруктов в оранжереях взяты запасы семян. Ученый описал устройство космической оранжереи. Он также предусмотрел фильтрацию воздуха в ракете, обратил внимание на создание искусственной силы тяжести по время полета, рассказал о конструкции шлюзовой камеры и скафандра, отметил необходимость фала, либо индивидуального средства передвижения в открытом космосе, основанного на реактивном принципе.
Старт ракеты на страницах повести выглядит настолько убедительно, будто Константин Эдуардович действительно был его свидетелем: «Теперь представьте … снаряд, устремляющийся к небу: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, наконец, он пропадает из виду, он отрешился от всего земного…»; «Всех оглушил шум, но он быстро утихал по мере удаления ракеты. Она быстро удалялась к востоку, по направлению движения Земли вокруг оси. В то же время она поднималась все выше и выше. Через 10 секунд она была от зрителей на расстоянии 5 километров и двигалась со скоростью 1000 метров в секунду. Она уже едва была видна в сильный бинокль и то потому, что от воздушного трения стала светиться. Можно сказать, что она исчезла почти моментально из глаз зрителей. Послышался как бы громовой рокот. Он сначала возрастал, потом стал ослабевать. Громовые раскаты продолжались, хотя ракеты уже не было видно. Толпа смотрела по сторонам, но туч нигде не было: это ракета раздвигала воздух, который и дал громоподобную воздушную волну».
Правдоподобны описания невесомости, будто автор сам неоднократно в нее погружался: «…когда взрывание прекратится, и ракета перестанет получать ускорение от давления газов,.. относительная тяжесть должна исчезнуть без следа, несмотря на какое угодно могущественное действие всепроницающих сил тяготения. Тогда путешественники повиснут, так сказать, в своей атмосфере: падать не будут, давить на пол и подставки – также. Они будут подобны рыбам в воде, только не будут при своем движении испытывать громадного препятствия, т. е. сопротивления воды»; «Как приятно чувствовать, что не можешь ты упасть, расшибиться, что не свалишься ты в пропасть, что не упадет на тебя потолок, не задавит стена,.. не уронишь, не разобьешь посуду… Работать можно во всяком положении».
Интересны рассуждения Циолковского о приеме пищи в пространстве, свободном от тяжести — с ноткой юмора, удивительно точно описана система водообеспечения космонавтов: «Все должно быть на привязи. Даже на привязи – кушанье. Оно будет качаться на ниточке или описывать дуги, пачкать стол и физиономию соседа. Рыхлое, рассыпчатое будет при резании разлетаться в разные стороны, попадя то в нос, то в рот, то в глаза и уши, то в волосы и карманы соседей. Соседи будут чихать, кашлять, протирать глаза, стирать с лица жир… Вы захотите налить стакан воды, — вода не польется; вы откидываете голову назад, чтобы выпить рюмку вина, но оно по инерции вылетает из рюмки в виде нескольких шаров и несется, куда не нужно; смачивает бороду и платье обедающих, попадает в рот тому, кто не собирается пить…»; «Кушанья были закупорены. Полужидкими и жидкими веществами для питания пользовались так: прикрепленным к сосуду насосом накачивали в него немного воздуха. Последний производил давление на перегородку в сосуде в виде поршня, под которым находилась пища; от этого жидкость стремилась выйти из крана с мягкой трубкой. Трубку клали в рот и открывали на момент кран». Достоверно описание лунной поверхности: «Все кругом блистало и сверкало под лучами Солнца. Вдали высились громады гор. Они [путешественники] стояли на довольно ровной и гладкой равнине, носящей у людей название «моря».
Пророческим оказалось предположение ученого о наличии на Луне замерзшей воды.
На страницах повести Циолковский научно обосновал возможность производственной деятельности в космосе, выявил преимущества космической среды с точки зрения развития индустрии, определил основные направления промышленного освоения космоса: сооружение внеземных жилищ и промышленных комплексов; вовлечение в процесс производства энергии солнечного излучения и вакуума; получение с помощью технологических установок сверхвысоких и сверхнизких температур. Ученый предложил использование в процессе производства внеземного сырья, проведение технологических операций, сборку и сварку крупногабаритных сооружений. Правда, осуществление промышленного освоения космоса, развитие космической индустрии отнес на перспективу, к отдаленному будущему, когда на смену космическим станциям придут эфирные города, поселения в виде колоний и их связок.
Для заселения колоний ученый предлагал выбирать «лучших людей: уживчивых, кротких, находчивых, работящих, физически выносливых, не старых, не связанных еще браком», «ангелов в человеческом образе». Несмотря на отдаленность осуществления поселений, разработал программу овладения человечеством знаниями: «Придерживаются больше такой программы: геометрические знания, механические, физические и химические; космические познания или описания Вселенной; далее – биологические сведения, прошедшее, настоящее и предполагаемое будущее живых существ, познания социологические. Потом занимаются философией и разбирают вопросы еще не решенные. Все науки, с начала до конца, обосновываются математическими сведениями».
Все расчеты и пояснения Циолковского основаны на научных данных, являются плодом его математических изысканий, научных выводов. По сути, в повести изложена строго обоснованная ученым программа работ по проникновению человека в межпланетное пространство с указанием на целесообразность решения задач полета путем организации международного коллектива ученых, конструкторов, инженеров.
Удивительно, по сути, все, что указал Циолковский на 2017 год, свершилось. Перечислять нет надобности, поскольку это история всей космонавтики, и она исчисляется десятилетиями. Назовем лишь главные ее вехи. Так, земляне построили космическую ракету, способную доставить их в межпланетное пространство, вышли в открытый космос, высадились на Луну, исследовали планеты Солнечной системы, с помощью автоматических аппаратов разведали дальний космос, построили дом на орбите – МКС, на которой слаженно работают международные экипажи, разработали конструкции скафандров. Кроме того, на 2017 год мы имеем ракету-носитель (РН) «Союз-2.1а», которая позволила заменить ракеты-носители «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М».
В сочетании с разгонным блоком «Фрегат» она может выводить космические аппараты на низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты. Создание этой ракеты является важным шагом на пути оптимизации отечественного парка средств выведения и обеспечения гарантированного, полностью независимого доступа в космос для решения оборонных, научных и социально-экономических задач. Расширена продуктовая линейка РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» за счет создания двух дополнительных модификаций – легкой и средней. Ведется работа по созданию межорбитального буксира. В сентябре 2016 г. запущена РН «Атлас V» с исследовательским межпланетным аппаратом OSIRIS-REх, предназначенным для исследования астероидов. Разработан новый скафандр для внекорабельной деятельности космонавтов «Орлан-МКС»: модернизированный, компьютеризированный, синтетический, он был отправлен на орбиту 22 февраля 2017 года. Разработанные в России квантово-оптические системы способны определять параметры движения космического мусора и давать команды на уклонение. Они могут оперативно обнаруживать малоразмерные космические объекты и фотометрировать космические аппараты в инфракрасном диапазоне, лоцировать низкоорбитальные аппараты, осуществлять лазерную локацию Луны. На борту МКС успешно проводятся многочисленные исследования и эксперименты. Исключение, пожалуй, составляет искусственная гравитация. Технология ее осуществления хорошо известна, но особой надобности в ней на орбите сегодня нет.Много в жизни землян и таких изменений, о которых во времена Циолковского подумать даже не смели. Один из ярчайших тому примеров – электроника, компьютерные технологии.
Все, что Циолковский описал на перспективу, остается перспективой и на сегодняшний день. Прежде всего, это промышленное производство в космосе, строительство лунных баз, полет на Марс.«… многие наши потомки найдут в небесном пространстве приют, счастье и полное нравственное удовлетворение! Предскажет ли нам человеческий гений, что будет с этими поселениями за орбитой Земли через тысячу, через миллион лет?», – размышляет Циолковский. Земляне свято чтут память ученого, открывшего дорогу в космос, изобразившего на страницах своих трудов масштабную картину внедрения человечества в космическую среду с целью организации там жизни и трудовой деятельности. Еще более удивительны для нас прогнозы Константина Эдуардовича, если учесть, что к написанию повести он приступил в 1896 году! А опубликована она впервые была в 1918 году – за 100 лет до описываемых в ней событий, свидетелями которых являемся мы с вами. Научное наследие Учителя человечества навсегда останется для землян эталоном знаний, науки, прогресса. Человечество всегда будет опираться на заветы ученого в своем устремлении в космос. Не часто Земля рождает таких гениев.
Е.В. Архипцева,
заведующая научно-методическим отделом музея