15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный космический полёт советского многоразового космического корабля «Буран». Аппарат стартовал с космодрома Байконур, вышел на орбиту Земли, совершил два витка и благополучно приземлился на специальной полосе аэродрома «Юбилейный». Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового оборудования и программного обеспечения.
Началом истории «Бурана» можно считать 1972 год, когда в США была утверждена программа создания многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Спейс Шаттл». Стало понятно, что Советский Союз должен иметь такой же аппарат. Разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» стала одной из важнейших вех в отечественной космонавтике. Над одним из самых грандиозных проектов в нашей стране трудились свыше 1200 предприятий и организаций и почти 100 министерств и ведомств СССР.
Многоразовый орбитальный корабль «Буран» представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, по своей конструкции и характеристикам превосходящий все ранее созданные в нашей стране космические корабли. По внешнему виду «Буран» напоминал самолёт системы «бесхвостка» и был оснащён килем и крылом переменной стреловидности. Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальным теплозащитным покрытием двух типов: в виде плиток различной толщины на основе супертонкого волокна окиси кремния и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Всего на наружную поверхность «Бурана» было нанесено более 38000 плиток.
Двухступенчатая «Энергия», которая вывела «Буран» на орбиту, является самой мощной из отечественных ракет-носителей. Благодаря своей компоновке РН «Энергия» универсальна и способна выводить на околоземные орбиты полезную нагрузку массой более 100 тонн. Ракета-носитель тяжёлого класса «Энергия» являлась составной частью системы «Энергия-Буран» и получила своё название в 1987 году по предложению генерального конструктора В.П. Глушко.
После удачного космического полёта корабля «Буран», совершённого в автоматическом режиме, космонавты, прошедшие все этапы подготовки в составе специальной группы по программе «Буран», находились в ожидании следующего, уже пилотируемого полёта. Однако этому не суждено было сбыться. В 1991 году МТКС «Энергия-Буран» была переведена в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач, а в 1992 году было принято решение о прекращении всех работ и консервации созданного задела по этой программе.
В экспозиции нового здания Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского есть раздел выставки «Ракеты. Корабли. Буран», посвящённый многоразовой транспортной космической системе «Энергия-Буран». Посетители могут увидеть представленный здесь макет МТКС «Энергия-Буран» (масштаб 1:10), подлинное кресло члена экипажа космического корабля «Буран», плитку из термостойкого покрытия и цветные светофильтры аэронавигационных огней «Бурана» и другие экспонаты.
Фотографии из фонда ГМИК имени К.Э. Циолковского.