С 6 октября по 15 ноября 2022 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского проходил «Космический марафон» памяти К.Э. Циолковского. Это знаковое мероприятие стартовало на Всемирной неделе космоса. В марафоне приняли участие учащиеся 8-9-ых классов из 16 калужских средних общеобразовательных школ. Увлекательное соревнование проходило в 4 этапа. Участники каждого тура отвечали на вопросы, участвовали в интеллектуальных и подвижных конкурсах в рамках образовательных программ «Великий Калужанин», «Полёт в Неведомое», «Полёт на Луну» и «В мире музеев». Победителями «Космического марафона» стали учащиеся СОШ № 5 и СОШ № 46, а серебряными призёрами – учащиеся СОШ № 48 и СОШ № 15.
В первом туре «Космического марафона», в ходе игровой интерактивной познавательной программы «Великий Калужанин» школьники познакомились с многообразием научного и технического творчества К.Э. Циолковского, а также с особенностями его педагогической деятельности. Ребята приняли участие в конкурсах, пополнив свою копилку знаниями краеведческого характера, связанными с жизнью и деятельностью учёного в Калуге, а благодаря аппарату «Планетарий» школьники увидели звёздное небо «глазами К.Э. Циолковского».
Во втором туре в рамках программы «Полёт в Неведомое» участники марафона в игровой форме смогли поучаствовать в виртуальном полёте в таинственный космос. Программа «Полёт в Неведомое» — это сочетание подвижных конкурсов, имитирующих моменты космического полёта, и тех, которые направлены на активизацию знаний, эрудиции и смекалки. Решая разнообразные интеллектуальные задачи, ребята познакомились с историей космонавтики, этапами подготовки к полёту, закрепили и расширили знания о людях, которые внесли неоценимый вклад в становление и развитие космонавтики. Аппарат «Планетарий» привнес волшебство в это воображаемое путешествие и подарил участникам программы незабываемые впечатления.
Во время «Полёта на Луну» в третьем туре школьники в увлекательной форме узнали об основных понятиях и фактах из области астрономии и космонавтики, закрепили и расширили знания о Луне, естественном спутнике Земли. Две команды игроков приняли участие в виртуальном путешествии на Луну с помощью аппарата «Планетарий», увидев звёздное небо и другие визуальные эффекты. Кроме того, они «испытали» действие перегрузок, научились работать с «невесомыми» предметами, правильно принимать пищу и передвигаться в невесомости. Совершив «прогулку» по спутнику Земли, они успешно расшифровали надпись на старинной табличке. Участники «Космического марафона» смогли найти выход из аварийной ситуации и благополучно вернуться на Землю.
Четвёртый тур «Космического марафона» открыл участникам мир музейного дела. Ребята в рамках игровой познавательной программы «В мире музеев» познакомились с историей возникновения и развития музейного дела, с профильным многообразием музеев. Они поучаствовали в конкурсах, которые дали им представление об основных музееведческих терминах и понятиях.
Победители «Космического марафона» были награждены Кубком Победителя, золотыми и серебряными медалями, а так же памятными дипломами. Преподаватели, сопровождавшие свои команды в столь длительном марафонском забеге, были отмечены благодарственными письмами.