Первый полет человека в космос положил начало освоению космического пространства. 108 гагаринских минут превратились в годы пребывания на орбите. Встал вопрос о взаимодействии членов космического экипажа, психологической совместимости в космосе. Примечательно, что накануне авиакатастрофы Ю.А. Гагарин поставил авторскую подпись на верстке книги «Психология и космос». Книга была написана совместно с В.И. Лебедевым, одним из создателей космической психологии. Обратив внимание на влияние специально подобранных книг на психику человека в длительных космических экспедициях, авторы заложили предпосылки для формирования библиотеки на орбите. Удивительно, но К.Э. Циолковский в рассказе «Космические путешествия» отмечал наличие художественной литературы в кабине космического корабля: «Картина: опыт суточного пребывания людей в кабине. Взяли провизию, воду, книги, работу и замкнулись».

Первой в мире космической путешественницей стало миниатюрное издание автобиографии американского ученого Р. Годдарда, которое в 1966 году осуществил коллекционер Э. Онж. Вместе с астронавтом Э. Олдрином на космическом корабле «Аполлон-11» в 1969 году книга побывала на Луне. Олдрин продал книгу на аукционе.

В Советском Союзе зачинателем космической книжной эпопеи был Н.А. Варваров, популяризатор космонавтики. Сначала в космос отправляли книги обычного формата. В целях экономии полезной нагрузки предпочтение стали отдавать миниатюрным изданиям. Следуя рекомендациям специалистов о благотворном влиянии на психику поэзии, космонавты охотно брали в космос стихи. Не забывали и о прозе. Среди побывавших в космосе изданий поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», поэтический сборник М.Ю. Лермонтова «Последние стихи», сборник стихов на белорусском языке «Вершы», лирические этюды А. Тумбасова «Капельки», поэтический сборник В.С. Высоцкого «Нерв». В ходе программы «Интеркосмос» на орбиту отправлялись издания общественно-политического характера. По возвращении книги передавались в музеи, библиотеки, общественные организации.

На орбитальную станцию «Салют-7» книги отправлялись в транспортных кораблях. Наряду с изданиями психологической поддержки, в контейнеры укладывали техническую литературу. На орбитальном комплексе «Мир» литература была уже на любой вкус. Большое участие в этом принимали семьи членов экипажа. Так, Ю.В. Усачев находил возможность перечитывать М.А. Булгакова. Г.И. Падалка в минуты досуга наслаждался любимым А.П. Чеховым. Н.М. Бударину жить и работать в космосе помогал Омар Хайям. Без исторических книг не мог обходиться А.Ю. Калери. Астронавт К.М. Фоул, прекрасно владея русским языком, читал А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Произведения И. Ильфа и Е. Петрова радовали всех. В период 1987-1992 годов доставкой контейнеров на космодром Байконур занимался С.Н. Самбуров, сотрудник подразделения летно-испытательной службы Научно-производственного объединения «Энергия», правнук К.Э. Циолковского. Благодаря его усилиям, в космосе побывали научные труды Циолковского.

Первая официальная отправка брошюр К.Э. Циолковского на орбиту состоялась в июле 1975 года – летчик-космонавт СССР А.А. Леонов, участник международной программы «Союз» – «Аполлон», взял на космический корабль «Союз-19» три прижизненных издания ученого: «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1914), «Космические ракетные поезда» (1929), «Цели звездоплавания» (1929). С бортовыми автографами космонавтов А. Леонова и В. Кубасова, астронавта Т. Стаффорда книги были возвращены на Землю и переданы в ГМИК им. КЭ. Циолковского. Музей осуществил факсимильные издания. Они были отправлены на орбитальный комплекс «Мир» и легли в основу бортовой библиотеки, как и 14 редких книг, которые перед затоплением орбитальной станции «Салют-7» в мае-июне 1986 года летчики-космонавты СССР В.А. Соловьев и Л.Д. Кизим в космическом корабле «Союз Т-15» перевезли на орбитальный комплекс «Мир». Библиотека нуждалась в пополнении. Варваров решил передать космонавтам труды ученого из своей личной библиотеки и призвал коллег последовать его примеру. На призыв откликнулись владельцы брошюр, в том числе те, которым посчастливилось получить их от самого Константина Эдуардовича. Прижизненными изданиями ученого поделились А.А. Космодемьянский, А.Т. Улугбеков, В.А. Сытин, С.А. Соколова, потомки К.Э. Циолковского.

Так, брошюра «Ракета в космическое пространство» (1924) со вступительной статьей на немецком языке, перевод которой выполнил А.Л. Чижевский, «с любовью» передана Н.А. Варваровым в «дар первой в мире космической библиотеке» в апреле 1987 года. Символично, что на брошюре имелся автограф Германа Оберта, поскольку ее выход – это ответ Циолковского на статью немецкого ученого «Ракета в межпланетные пространства» в защиту своего приоритета. Очевидно, автограф сделан в сентябре 1982 года, когда Г. Оберт посетил Калугу, побывал в Доме-музее К.Э. Циолковского, с экспозицией которого его познакомил внук ученого А.В. Костин. Брошюра была отправлена на орбитальный комплекс «Мир», как и еще одна из тех, что хранились у Варварова. Это брошюра «Звездоплавателям» (1930) с автографами Г. Оберта, советских космонавтов, матерей Ю.А. Гагарина и С.П. Королева А.Т. Гагариной и М.Н. Баланиной. Среди книг, отправленных в космос в 1980-е годы, были брошюры ученого «Нирвана» (1914) и «Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение» (1929). На первой из них дарственная надпись: «В дар библиотеке орбитального комплекса «Мир» от семьи Циолковского» от 17 сентября 1987 года с четырьмя автографами дарителей. На второй книге инскрипт: «Библиотеке орбитального комплекса «Мир» от профессора механики Космодемьянского Аркадия Александровича. С уважением. Из книг, подаренных мне К.Э. Циолковским в 1932 году». На обеих книгах оттиски штемпеля орбитального комплекса «Мир». В 1987 году на орбитальном комплексе «Мир» впервые была организована выставка книг из бортовой библиотеки, презентация которой транслировалась в Центр управления полетами. Советские космонавты B.Г. Титов и М.Х. Манаров показали землянам редкие, наиболее ценные издания, рассказали о том, как книги попали в космос.

В музее хранятся уникальные документы, связанные с пополнением бортовой библиотеки орбитального комплекса «Мир». Среди них письмо от 9 июня 1989 года председателя Государственной комиссии К.А. Керимова директору музея Е.Н. Кузину, в котором сказано: «Для дальнейшего пополнения бортовой библиотеки им. К.Э. Циолковского на космическом орбитальном комплексе «Мир» прошу изыскать возможность передать нам из фондов Вашего музея книги К.Э. Циолковского в 2-х экземплярах (книги по прилагаемому списку в 1-ом экземпляре). Один экземпляр книг войдет в состав бортовой библиотеки, а другой будет возвращен с борта космического комплекса «Мир» в фонды Вашего музея». К письму приложен перечень из 28 наименований трудов Циолковского. Отправку книг поручили Самбурову.

Музей отправил в космос 20 брошюр Циолковского, находящихся «на материальном учете». Об укладке книг на пилотируемый космический корабль «Союз ТМ-8» с целью доставки на орбитальный комплекс «Мир» для бортовой библиотеки свидетельствует акт, составленный на Байконуре 5 сентября 1989 года, хранящийся в музее. По акту проходит 36 брошюр, видимо, 16 брошюр были собраны Сергеем Николаевичем дополнительно. В июне 1989 года для брошюр был изготовлен шелковый чехол. Доставку брошюр на борт станции и возвращение их на Землю осуществил экипаж космического корабля «Союз ТМ-8» в составе А.А. Сереброва и А.С. Викторенко. Благодаря этому на орбитальном комплексе «Мир» была сформирована уникальная библиотека, получившая имя К.Э. Циолковского. Художник А.И. Калашников создал экслибрис с изображением портрета ученого, станции «Мир» и надписью: «Из бортовой библиотеки им. К.Э. Циолковского на орбитальном комплексе «Мир». Экслибрис был доставлен на космическом корабле «Союз ТМ-7» советско-французским экипажем в составе А. Волкова, С. Крикалева и Ж.-Л. Кретьена. Распечатанные экземпляры экслибриса Самбуров наклеивал на обложки. Здесь же космонавты проставляли оттиски штемпеля с символикой станции «Мир». 10 брошюр в феврале 1990 года вернулись в музей. Книги находились в полете с 5 сентября 1989 года по 19 февраля 1990 года. В 2021 году посетители музея впервые увидели подлинные документы, чехол и побывавшие в космосе брошюры: «Космические ракетные поезда» (1929), «Цели звездоплавания» (1929), «Звездоплавателям» (1930), «Образование Земли и солнечных систем» (1915), «Причина космоса» (1925), «Прошедшее Земли» (1928), «Общественная организация человечества» (1928), «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы» (1928), «Современное состояние Земли» (1929), «Монизм Вселенной» (1931).

Усилиями Самбурова на орбитальный комплекс «Мир» были отправлены публикации научных трудов ученого и научно-популярные издания 1950-х – 1990-х годов, многие из которых с дарственными надписями потомков Константина Эдуардовича и других дарителей. Среди них «На Луне» (1957; 1988), «Мысли о будущем» (1958), «Вне Земли» (1958), «Грезы о Земле и небе» (1959; 1986), «Высказывания Константина Эдуардовича Циолковского о межпланетных сообщениях (1959), «Путь к звездам» (1960), «Ракета в космическое пространство» (1963), «Циолковский в воспоминаниях современников» (1971), «К.Э. Циолковский в воспоминаниях современников» (1983), «Константин Эдуардович Циолковский: исследование научного наследия» (1989), «Промышленное освоение космоса» (1989), «Очерки о Вселенной» (1992). Как правило, на книгах проставлялись оттиски штемпеля, свидетельствующие о космическом полете.

Весной 1999 года в Российское авиационно-космическое агентство поступил запрос из комиссии по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в котором указывалось на необходимость возвращения с орбитального комплекса «Мир» раритетов, в том числе печатных трудов выдающихся деятелей космонавтики, особую ценность среди которых представляли прижизненные издания, книги с автографами. В РКК «Энергия» им. С.П. Королева была создана комиссия по определению приоритета возвращаемых предметов. Руководство полета отправило 6 мая 1999 года на борт радиограмму с просьбой провести инвентаризацию. Экипаж в составе В.М. Афанасьева и С.В. Авдеева ее осуществил. Насчитали около 400 книг, включая 28 брошюр Циолковского. Но перевезти книги не удалось. Судьба Бортовой библиотеки имени К.Э. Циолковского печальна: она погибла вместе со станцией. Сохранились лишь отдельные издания, отправленные с борта станции ранее, например, брошюра Циолковского «Звездоплавателям» (1930). В честь сотового пилотируемого полета в космос астронавтов США она побывала на станции «Мир», чему способствовал российский космонавт Н.М. Бударин.

С 2000 года постоянным домом на орбите стала международная космическая станция. В период 8 марта – 22 августа 2001 года на ее борту находился «Информационный бюллетень о жизни и деятельности основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского» для членов 2-ой основной экспедиции (Ю. Усачев, Д. Восс, С. Хелмс). Ныне он хранится в музее. На борт станции продолжали отправляться печатные труды ученого. Так, одна из брошюр «Ракета в космическое пространство» (1924), дважды побывавшая на комплексе «Мир», побывала также на борту международной космической станции, о чем свидетельствуют оттиски штемпелей. От потомков Константина Эдуардовича были отправлены сборники «Промышленное освоение космоса» (1989), «Очерки о Вселенной» (1992; 2001), «Грезы о Земле и небе» (1959, 1986), «Суд космоса» (1993), автобиографические заметки ученого «Черты из моей жизни» (2002). В честь 150-летия со дня рождения К.Э. Циолковского на орбиту были отправлены издания Калужского общественного фонда К.Э. Циолковского. Среди них «Идеальный строй жизни» (1998), «Что делать на Земле. Жизнь человечества» (1999), «Первопричина» (1999), «Монистический материализм» (2007), «Щит научной веры» (2007). На многих книгах автографы космонавтов и астронавтов, оттиски штемпелей с борта станции. К 160-летию К.Э. Циолковского на борт станции была оправлена книга «На Луне», прекрасно изданная Юго-Западным государственным университетом. Ее с удовольствием читал космонавт О.Г. Артемьев.

Много читать космонавтам не приходится – времени не хватает, но на Циолковского все же находится. Наибольшим спросом пользуется научно-фантастическая поветь ученого «Вне Земли». В ней идет речь о цивилизации землян 2017-го года. В 2017 году Роскосмос выпустил документальный фильм «К.Э. Циолковский. Космический пророк», в котором космонавты озвучили самые интересные, на их взгляд, фрагменты повести, комментируя точность описанных ученым явлений невесомости, поражаясь его прозорливости относительно развития космической техники. Книги, побывавшие на орбите, становятся раритетами. На международной космической станции они не задерживаются – космонавты забирают их в память о полетах.

Елена Архипцева,
заведующая научно-методическим отделом музея


Письмо председателя Государственной комиссии К.А. Керимова директору ГМИК им. К.Э. Циолковского Е.Н. Кузину (из собрания ГМИК им. К.Э. Циолковского)


Книга К.Э. Циолковского, побывавшая на борту станции «Мир»


Автобиографические заметки К.Э. Циолковского, побывавшие на международной космической станции


Космонавт О.Г. Артемьев за чтением научно-фантастической повести К.Э. Циолковского «На Луне» на борту международной космической станции. 2017 г.