Сегодня, 27 апреля, исполняется 110 лет со дня рождения Виктора Ивановича Кузнецова – выдающегося советского учёного и конструктора в области прикладной механики и автоматического управления.
Виктор Иванович Кузнецов родился 27 (по старому стилю 14) апреля 1913 года в Москве. Здесь он провел свои детские годы, а среднюю школу закончил в городе Боровичи (Новгородская область), где в тот момент работал его отец. После окончания школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтёра.
В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) на специальность «Котлы». На втором курсе университета Кузнецов узнал об организации на инженерно-физическом факультете новой группы «Расчёт и конструкция летательных аппаратов», после чего он принял решение сменить специальность. Лекции на этом факультете читали выдающиеся учёные-механики Лев Лойцянский и Евгений Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Флёров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Духов. Деканом факультета был академик Абрам Иоффе.
После окончания института Виктор Кузнецов получил направление в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода. В конце 1930-х годов приступил к работе по созданию гирокомпасов, был назначен руководителем вновь созданной группы по разработке улучшенной системы стрельбы при качке. В конце октября 1939 года система была установлена на пушках главного калибра легкого артиллерийского крейсера «Киров». Система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году был удостоен Сталинской премии.
В 1940 году народный комиссар чёрной металлургии Иван Тевосян пригласил Кузнецова перебраться из Ленинграда в Москву в Морской научно-исследовательский институт (МНИИ-1). Начало Великой отечественной войны застало Кузнецова в Берлине, где он должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед строящегося в Германии для СССР крейсера. Вместе с другими советскими гражданами он был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Бланкефельде. В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами был перевезён в Болгарию, затем в Турцию.
В Москву Кузнецов вернулся в августе 1941 года. В годы войны он работал в том же научно-исследовательском институте, который был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией.
В апреле 1945 года Виктора Кузнецова командировали в Германию на завод, который в 1940 году делал гироприборы для советского крейсера. Именно на этом заводе произошло его первое соприкосновение с ракетной техникой, здесь же он получил возможность изучить стабилизаторы для ракет Фау-2. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. Кузнецов возглавил работы по созданию первых советских ракет Р-1, созданных на базе немецкой трофейной техники — ракет Фау-2.
В 1953 году, внутри НИИ-10, на базе отдела № 2 было создано специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), заместитель начальника и главным конструктором которого стал Виктор Кузнецов. В 1956 году он перешел на работу в только что созданный НИИ гироскопической стабилизации (НИИ-994, позднее, НИИ прикладной механики). Именно гироскопы, разработанные Кузнецовым, стояли на ракетах, выведших в космос первый спутник Земли и космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Юрием Гагариным.
Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В 1960-1970-х годах коллектив под его руководством создавал гироскопическое оборудование для советских автоматических межпланетных станций, совершивших полёты к Луне, Венере, Марсу, для орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Кузнецов опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году он был избран действительным членом АН СССР.
В НИИ прикладной механики Кузнецов проработал до 1991 года, первоначально занимая должность главного инженера — главного конструктора, а затем первого заместителя директора по научной работе — главного конструктора.
Умер Виктор Иванович Кузнецов 22 марта 1991 года. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1986 году в сквере на улице Авиамоторной был установлен памятник-бюст учёному-механику Виктору Кузнецову работы скульптора Никиты Лавинского и архитектора Михаила Марковского. Именем Виктора Кузнецова назван Научно-исследовательский Институт прикладной механики в Москве.
В экспозиции нового здания ГМИК имени К.Э. Циолковского в Кабинете конструктора среди личных вещей, принадлежавшим известным конструкторам и учёным в области ракетно-космической техники, находится интересный экспонат – логарифмическая линейка Виктора Кузнецова, которую в дар музею передали родственники учёного.
Фотографии из фондов Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского и Объединенного мемориального музея-заповедника Ю.А. Гагарина»