3 мая 2023 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского состоялось торжественное открытие выставки «Вместо сердца – пламенный мотор!», посвящённой 100-летию Гражданской авиации России, которая была создана в 1923 году постановлением Совета труда и обороны. В центре внимания выставки – спичечные этикетки по теме авиации. Пламя спички символизирует сердце самолёта, его пламенный мотор.
В церемонии открытия принял участие директор Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского Вячеслав Каркашадзе. Среди посетителей была молодежь – экскурсанты музея — и калужские ветераны труда. С выставкой посетителей познакомила её автор — заведующая научно-методическим отделом ГМИК имени К.Э. Циолковского Елена Архипцева.
Настоящая выставка – продолжение совместного проекта музея и московских филуменистов, которые предоставили на выставку спичечные этикетки, коробки и сувенирные наборы спичек. Это материалы членов Московского клуба филуменистов «Сувенир» имени В.М. Богданова и Музея спички. Кроме того, на выставке представлено 28 подлинных мемориальных раритетных предметов из Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского. Это уникальная нумизматика, фалеристика, модели авиационной техники.
На выставке можно увидеть два спичечных коробка, выпущенных в 1925 году на Новгородской фабрике имени Ленина. На них изображен биплан П-IV Бис А.А. Пороховщикова. Здесь же спички более позднего выпуска — 1930-х — 1940-х годов с изображением биплана и портретом его создателя. В 1950-е годы в Калужской области начала работу Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, тогда же и был разработан дизайн спичечной этикетки с изображением биплана П IV Бис. Коробки с изображением биплана, выпущенные на разных фабриках страны и за рубежом, на выставку передал Сергей Мазаев, который с детских лет увлекается филуменией. Отдельные спичечные этикетки, старательно скомпонованные на коллекционных листах, на выставку представили филуменисты Олег Ливертовский, Владимир Колозин и Михаил Опарин. На этих этикетках – множество авиационной техники: первым делом – самолёты, да и винтокрылые машины различных лет и назначений, разработанные советскими, российскими авиаконструкторами.
Отцом русской авиации является Николай Егорович Жуковский. Жуковский и Циолковский. Их жизнь, их творчество в области авиации перекликаются в выставочном проекте.
В 1891 году Жуковский выступил с докладом «О парении птиц», который лёг в основу изучения аэродинамики, заложив теорию авиации будущего. Отдельный оттиск издания Жуковского представлен на выставке. Циолковский в 1891 году пишет рукопись «К вопросу о летании посредством крыльев», затем публикует извлечение из неё под названием «Устройство летательного аппарата насекомых и птиц и способы их полёта». Отдельное издание этого труда можно видеть на выставке.
Кроме того, в 1894 году, за 9 лет до полета братьев Райт, Константин Эдуардович Циолковский разработал проект птицеподобной авиационной машины. Чертёж машины Циолковского в виде застывшей в полёте, планирующей птицы представлен среди выставочных экспонатов. Учёный рассчитал потребную мощность двигателя, скорость для горизонтального полёта, подъёмную силу крыла и силу лобового сопротивления. Своей работой он на 25-30 лет опередил развитие авиации.
На выставке имеются барельефы Жуковского и Циолковского, посвящённые им памятные медали и два фотоснимка с изображением учёных.
Следующий раздел открывается фотоснимком Циолковского среди членов Калужского отделения Общества друзей Воздушного флота. Здесь же членский билет Циолковского Общества друзей Воздушного флота, выданный учёному в 1924 году. Здесь же нагрудные знаки ОДВФ, а также жетоны, посвящённые Воздушному флоту России, значки Аэрофлота.
В 1920-е – 1930-е годы российскими авиаторами совершаются дальние полёты. Так, межконтинентальный перелёт Москва — Нью-Йорк впервые совершен в 1929 году на самолете АНТ-4 конструкции Туполева. Перед вами героический экипаж, совершивший перелёт, и командир экипажа Шестаков. Здесь же модель самолёта «Страна Советов», на котором летали отважные пилоты. И памятный знак, посвящённый перелёту экипажа Шестакова из Москвы в Нью-Йорк в 1929 году – уникальный экспонат. Но он не единственный.
На одной из открыток, как и на экспликации нашей выставки, можно видеть красивый самолет ярко-красного цвета. Это самолёт АНТ-25 конструкции Туполева и Сухого. В 1936-1937 годах на этом самолете совершены легендарные перелеты на Дальний Восток, через Северный полюс в Америку. На нем летали знаменитые летчики Михаил Громов и Валерий Чкалов.
На выставке представлен памятный знак, который был вручен авиатору Громову за рекордный перелет из СССР через Северный полюс в США в 1937 году. А также знак «Почетный гражданин г. Лос-Анжелеса», которого был удостоен Громов за свой перелёт в США в 1937 году. Здесь же наградная медаль им. Туполева, учреждённая Академией наук СССР «За выдающиеся работы в области авиации», которой был награждён авиаконструктор Сухой, а также медаль Марины Попович, которую она получила за 10 мировых рекордов на самолёте Ан-22 – «Антей».
Среди представленных моделей хотелось бы выделить два бомбардировщика. Это бомбардировщик Пе-2, который выпускался до 1945 года, и бронированный бомбардировщик, выпуск которого был налажен в 1944 г. Оба успешно громили врага на фронтах Великой Отечественной войны.
Хочется надеяться на дальнейшие успехи российской авиации!
9 мая 2023 года, в 11.00, на площадке выставки прошёл мастер-класс «Спички как игрушка» для маленьких посетителей музея. Дети с удовольствием мастерили спичечные самолётики.
С 11 мая, ежедневно, с 11.00 до 12.30, сотрудники музея будут проводить мастер-класс «Спички как игрушка». Все желающие могут принять участие в занятии и изготовить свой маленький самолёт из спичек.
Выставка будет работать до 5 июня 2023 года.