Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского представляет виртуальную выставку «Во имя Победы», посвящённую очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Линия фронта незримо прошла через конструкторские бюро и исследовательские институты. С началом войны многие заводы были экстренно переведены на производство военной техники, разработкой которой занимался целый ряд конструкторских бюро. Эвакуированные в тыл предприятия стали той кузницей, в которой ковалось оружие Победы. Будущие создатели ракетно-космических систем, будущие Главные конструкторы в годы Великой Отечественной войны занимались созданием новых типов вооружения.
Так, на полях боев Великой Отечественной войны было проверено принципиально новое оружие – система залпового огня, которая впоследствии получило ласковое прозвище «Катюша». Работы по созданию реактивных снарядов и пусковых установок для них начались еще в 1930-е годы при участии В.А. Артемьева, Ю.А. Победоносцева, Г.Э. Лангемака, Л.Э. Шварца, И.И. Гвая, В.Н. Галковского, А.П. Павленко, И.Т. Клеймёнова и др.
На выставки представлены документы и чертежи Ю.А. Победоносцева связанные с разработкой и созданием реактивных снарядов.
Первый вариант пусковой установки был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требования. Она имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. 1 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13). 30 июня 1941 г. перед заводом «Компрессор» была поставлена задача: перестроить его на серийное производство пусковых установок для нового вида вооружения – пороховых реактивных снарядов. Уже 23 июля 1941г. завод «Компрессор» по чертежам, разработанным под руководством главного конструктора Специального конструкторского бюро завода В.П. Бармина, завершил изготовление и направил на полигонные испытания первую боевую установку под индексом БМ-13-16.
Более совершенная пусковая установка МУ-2 на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой». В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов. Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина поддомкрачивалась. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции , кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей. При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10 секунд. Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.
Отличительной особенностью всех созданных под руководством В.П. Бармина пусковых установок были простота изготовления, а так же их высокая надёжность и безопасность при эксплуатации в боевых условиях. Эти установки монтировались на всех видах наземных и водных транспортных средств, способных их перевозить, в том числе и на железнодорожных платформах, морских и речных катерах, санях и лыжах.
Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.
В этот день в своём дневнике начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжёг железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля». Таким было первое боевое применение «Катюш».
На выставке представлены документальные материалы, связанные с жизнью и деятельностью гвардии генерал-лейтенанта артиллерии Нестеренко А.И. в период Великой Отечественной войны Который в годы войны быть командиром одного из первых полков реактивной артиллерии, а затем возглавлять оперативные группы Гвардейских минометных частей ряда фронтов. Он был участником многих сражений, в которых применялись «катюши» Имел два легких ранения и контузию., Среди документов на выставки можно увидеть воспоминания А.И. Нестеренко о Елецкой наступательной операции, фронтовые письма, адресованные ему. Огромный интерес представляет письмо поэта М.В. Исаковского о песне, посвящённой гвардейскому миномёту «Катюша». Из письма: «…я дал обещание написать песню про «Катюшу». Это обещание я в основном выполнил. Вместе с этим письмом посылаю Вам текст песни. Я также сговорился с композитором В.Г. Захаровым, который на этих днях обещал написать музыку < … >. Песня посвящается Вам и руководимым Вами частям». Песня была написана в 1944 году и получила достаточно широкое распространение на фронте. Начиналась песня так:
И на море и на суше —
По дорогам фронтовым —
Ходит русская «Катюша»,
Ходит шагом боевым.
Познакомиться с выставкой можно по ссылке.