В июне 1974 года состоялся запуск станции «Салют-3» («Алмаз-2»), разработанной в Центральном конструкторском бюро машиностроения (ЦКБМ) под руководством академика Владимира Челомея.
Находясь на нижнем этаже большого атриума нового здания музея, можно увидеть макет орбитальной пилотируемой станции «Алмаз». Рассказываем несколько фактов о втором «Алмазе».
Чехарда с названиями
После запуска первого «Салюта», на орбиту были отправлены станции по программе «Алмаз». «Алмазы» разрабатывались в конструкторском бюро В.Н. Челомея и создавались прежде всего для решения военных задач. А в советских СМИ их продолжали называть «Салютами».
ОПС «Алмаз» создавалась как орбитальная станция военного назначения и являлась космическим наблюдательным и разведывательным пунктом, оснащенным аппаратурой наблюдения и фотографирования и точной системой ее наведения. ОПС «Алмаз», получившая обозначение 11Ф71, имела массу 18,9 тонны, общую длину 11,61 метра и максимальный диаметр 4,15 метра. ОПС укомплектовывалась одной спускаемой капсулой 11Ф76, которая позволяла доставить на Землю до 100 кг груза. ОПС «Алмаз» выводились на орбиту Земли трехступенчатой РН «Протон» (УР-500К).
Второй «Алмаз» или «Салют-3»
Станция выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» в июне 1974 года. И после отказа от использования в пилотируемом режиме станция работала еще до января 1975 года в автоматическом режиме. При этом проверили работу системы обороны «Щит-1»: скорострельная пушка дала две очереди.
Стрельба в вакууме
В качестве основного оружия на второй «Алмаз» взяли серийную авиационную пушку НР-23 конструкции Александра Нудельмана. НР-23 переработали для стрельбы в вакууме и назвали «Щит-1». Для космической пушки был создан унитарный телескопический патрон с полностью утопленным снарядом.
При стрельбе в космосе отдача пушки была эквивалентна тяге 218,5 кгс., и станцию надо было стабилизировать, с чем справились два маршевых двигателя.
Гигантский фотоаппарат
На станции второго «Алмаза» для глобального наблюдения из космоса был установлен 2,5-метровый телескоп-фотоаппарат «Агат-1». На тот момент это был самый мощный подобный прибор в мире. По сути, он позволял делать съёмку поверхности Земли, аналогичную современным снимкам Google Maps.
В экспозиции музея находится подлинник. Он поступил в ГМИК от «НПО машиностроения». Всего было изготовлено три таких фотоаппарата. Один из них установлен на борту орбитальной станции. Фотоаппарат совмещался с оптическим телескопом и предназначался для наблюдения и съемки стратегически важных объектов, расположенных на поверхности Земли, в акватории Мирового океана и в атмосфере. «Агат-1» стал самым совершенным фотоаппаратом своего времени и до сих пор остаётся самым большим в мире.
Часть отснятой фотоаппаратом пленки обрабатывалась непосредственно на станции, а другая ее часть доставлялась на Землю. Доставка осуществлялась с помощью капсулы для спуска информации на Землю. Каждая капсула могла вернуть груз весом до 100 кг. Первая капсула для спуска информации с двумя рулонами по 500 м заснятой фотопленки была сброшена на Землю и доставлена в Москву с орбитальной станции «Алмаз» – она стала первой в СССР посылкой из космоса.
Капсулы для спуска информации на Землю располагались в транспортном корабле снабжения, предназначенном для доставки на станции «Алмаз» космонавтов и грузов, а также для возвращения экипажей на Землю.
Экипажи
«Союз-14» (командир, полковник Павел Попович и бортинженер, подполковник Юрий Артюхин) — программа выполнена.
Вслед за станцией «Салют-3» 3 июля стартовал пилотируемый транспортный корабль «Союз-14» с космонавтами — командиром корабля полковником Павлом Поповичем и бортинженером подполковником Юрием Артюхиным. Через двое суток после старта космонавты перешли на первую в мире специальную космическую военную станцию «Алмаз», официально известную под названием «Салют-3». Продлился совместный полёт пятнадцать суток. За это время космонавты провели исследования, позволившие оценить возможности наблюдательного пункта с орбиты Земли, а также реальность осуществления важной военной задачи – разведки наземных объектов из космоса.
«Союз-15» (командир, подполковник Геннадий Сарафанов и бортинженер, полковник-инженер Лев Дёмин) — стыковка отменена.
Программа полёта предусматривала стыковку со станцией «Салют-3» и работу на ней в течение 25 суток. Однако стыковка не состоялась из-за отказа системы управления сближающе-корректирующей двигательной установки корабля (вместо торможения двигатель включался на разгон). Впервые посадка корабля была проведена в ночных условиях.