Сегодня, 30 июня, исполняется 110 лет со Дня рождения дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея, внёсшего огромный вклад в реализацию важнейших проектов в области разработки и создания баллистических ракет, ракетно-космических систем стратегического назначения, ракет-носителей, пилотируемых станций и систем управления космическими аппаратами.
Владимир Николаевич родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы: Николая Михайловича и Евгении Фоминичны Челомей, в маленьком городке Седлец (ныне территория Польши). Вскоре после начала Первой мировой войны семья переехала в Полтаву, в 1926 году — в Киев. В 1929 году, окончив семилетнюю школу, Владимир поступил в Киевский автомобильный техникум, а в 1932 году ‒ в Киевский политехнический институт, на авиационный факультет. Через год этот факультет станет Киевским авиационным институтом им. К. Е. Ворошилова. Одновременно с учёбой в институте посещал лекции по высшей математике в Киевском университете, а в Академии наук прослушал курс Т. Леви-Чивита по механике и математике. Тогда же и на всю жизнь, механика, особенно ее раздел «Теория колебаний» станет его любимой дисциплиной. Обучение студент совмещал с работой техника-конструктора в филиале НИИ Гражданского воздушного флота.
В начале Великой Отечественной войны Челомей был готов вступить в ряды Красной армии, но его оставляют в тылу, дают бронь и поручают производство оружия. В 1943 году он создал пульсирующий двигатель воздушно-реактивного типа для крылатых ракет. В 1944 году Владимира назначили на должность главного конструктора и директора завода N51. Главной задачей молодого и талантливого инженера было проектирование и создание первой в СССР крылатой ракеты. К декабрю того же года все работы были завершены. Состоялись испытания изделия 10Х. Запуск ракет производился с самолетов Пе-8 и Ту-2, был признан успешным.
После завершения Великой Отечественной войны В. Н. Челомей вновь возвращается к своим научным изысканиям. Для защиты докторской диссертации он выбирает Ученый Совет Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, знаменитую инженерную школу СССР. В 1952 году становится профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1959 году получил должность главного авиаконструктора. ОКБ-52 (в дальнейшем «НПО машиностроения» расширило свою сферу деятельности. Помимо баллистических ракет, здесь стали разрабатывать космические корабли. Два года спустя была спроектирована и испытана UR-500. Но столь мощную ракету сочли просто невыгодной для запуска в серию. А знаменитые ракеты УР-100, разработанные во многом благодаря Челомею, обеспечили стратегический ядерный паритет между СССР и США в годы холодной войны.
В июле 1965 года стартовала ракета «Протон» (УР-500), удивившая всех своими параметрам. Она вывела на орбиту научную станцию, созданную также на предприятии Челомея, потрясающего по тем временам веса — 12,2 тонны.
К 70 годам XX века конкуренция в ракетно-космической отрасли сильно возросла. Уже не все проекты Челомея утверждались безоговорочно. Так, ему не дали завершить работу над тяжелым космическим кораблем. Но зато увенчался успехом другой проект. Серия орбитальных станций «Алмаз», при запуске переименованных в «Салют» (2, 3 и 5) стала основой для развития этого направления в Советском Союзе. Именно на проекты Челомея опирались разработчики космических станций гражданского назначения «Звезда», «Мир», «Салют».
Долгое время имя и деятельность Челомея были засекречены. Широкую известность он получил только через несколько лет после смерти. Владимир Николаевич Челомей умер в декабре 1984 года, в возрасте 70 лет. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. В честь него названы улицы в Москве и Чебоксарах, площадь и улица в Реутове, Лицей «Международная космическая школа им. В. Н. Челомея» в Байконуре, самолет и астероид, а так же одна из малых планет Солнечной системы. Учреждена медаль им. В. Н. Челомея, которой отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники.
В фондах государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского хранится коллекция материалов В.Н. Челомея. Предметы, связанные с жизнью и деятельностью ученого, в музей были переданы его детьми – сыном Сергеем Владимировичем Челомеем и дочерью Еленой Владимировной Талызиной. В коллекции есть документы, среди которых трудовая книжка, удостоверение преподавателя, комсомольский и профсоюзный билеты и др.
Наибольший интерес представляют творческие материалы. Среди них – статья 1937 года «Динамическая устойчивость пластин», относящаяся к периоду учёбы в аспирантуре и подготовке кандидатской диссертации, три тетради с рабочими материалами академика, рисунок крылатой ракеты.
Дополняют коллекцию фотографии Владимира Николаевича, освещающие разные периоды жизни конструктора: годы учебы в Киевском автодорожном учебном комбинате и Киевском политехническом институте, начало его трудовой деятельности на заводе №51, а также его деятельность в качестве Генерального конструктора ОКБ-52 (ЦКБ МОМ). Групповые фотографии сохранили память о космических проектах В.Н. Челомея, его творческих и деловых контактах. На одном из снимков можно увидеть ученого с президентом АН СССР М.В. Келдышем, которые осматривают теплозащитное покрытие возвращаемого космического корабля.
Дети ученого передали в музей книги, которые Владимир Николаевич собирал всю жизнь. Основная часть – это техническая литература, самая ранняя из которых 1851 года издания. Многие книги с дарственными надписями от авторов-выдающихся ученых и деятелей техники.
В коллекцию входят и личные вещи академика Челомея. Среди них – два настольных письменных прибора, печать «Академик Владимир Николаевич Челомей» с футляром, арифмометр «Феликс», готовальня, логарифмическая линейка, планиметр. В память о заграничных поездках сохранилась ручка «Parker», подаренная конструктору во время визита в Великобританию советской делегации Министерства авиационной промышленности в апреле 1964, и приглашение в Королевский оперный театр на оперу «Аида» 21 апреля 1964 г.
Как память о космических проектах в коллекции имеется плакета, на которой смонтированы эмблемы полетов со скафандров космонавтов на станции «Салют» по программе «Интеркосмос», ручка из бортового комплекта экипажа станции «Салют-5» и текст поздравительной радиограммы, переданный космонавтами Б.В. Волыновым и В.М. Жолобовым по случаю награждения предприятия Орденом Октябрьской революции.
По материалам https://cbsbaikonur.ru