«Я желал быть полезным своему Отечеству…»

А.Ф. Можайский

200 лет назад, 21 марта родился Александр Фёдорович Можайский (1825-1890) – русский исследователь и изобретатель в области воздухоплавания, вошедший в мировую историю как создатель «летательного снаряда», не имевшего аналогов в то время.

До 20 апреля 2025 года в Научно-мемориальном музее профессора Н. Е. Жуковского — филиале ГМИК им. К. Э. Циолковского в г. Москве проходит выставка «На пути в небо», посвящённая 200-летию Александра Фёдоровича Можайского. На выставке представлены раритетные диапозитивы с изображениями летательных аппаратов пионеров авиации Франции, Германии, Англии и других стран — Баквиля, Жан-Мари Ле Бри, А. Пено, Летюра, дю Тампля, де Гроофа и других из коллекции Николая Егоровича Жуковского. Кроме этого, можно увидеть фондовые материалы ученого-авиатора Бориса Юрьева, касающиеся исследования полета птиц, и заключение комиссии Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) об аппарате Можайского.  Визуальными акцентами выставки являются две модели самолёта А.Ф. Можайского из фондов музея и Центрального гидродинамического института с описанием технических характеристик моноплана деревянной конструкции с крылом малого удлинения, четырёхколёсным шасси, с лодкой-фюзеляжем и хвостовым оперением с рулями высоты и направления. Подробнее о выставке  можно узнать здесь.

Александр Федорович Можайский родился в Выборгской губернии в семье потомственного моряка, адмирала русского флота. Когда мальчику исполнилось десять лет, родители привезли его в Петербург и отдали учиться в Морской кадетский корпус, директором которого в то время был адмирал И.Ф. Крузенштерн. Морской корпус готовил не просто командиров для флота, а технически грамотных, образованных офицеров, способных работать в области проектирования и строительства кораблей. В 1842 году Можайский окончил учёбу и получил назначение в военно-морской флот.

После семилетнего плавания в качестве гардемарина, мичмана на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году был произведен в лейтенанты. В 1853-1855 гг. он в составе экипажа фрегата «Диана» участвовал в экспедиции из Кронштадта через Атлантический и Тихий океаны на Дальний Восток. Во время Крымской войны Можайский был одним из организаторов обороны от англо-французской эскадры в Татарском проливе и спасения русской дальневосточной флотилии. В 1855 году за заслуги перед страной во время участия в дальневосточной кампании Можайский был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. За «отлично усердную службу и труды» во время экспедиции в Хиву и Бухару в 1858-1859 гг. Можайский был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Помимо выполнения дипломатических задач, миссия имела и научное значение — исследование бассейна Аральского моря и реки Амударья. Можайский во время водной транспортировки грузов производил изучение реки измерением глубин, скорости течения, описанием очертаний берегов и нанесением их на карту. Высокую оценку заслужили и астрономические наблюдения Можайского в ходе экспедиции.

В 1860 году Можайский временно был откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Там офицеру предстояло вести работу по введению в жизнь «Положения о крестьянской реформе 1861 года». В 1863 году капитан-лейтенант Можайский был уволен с действительной воинской службы и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах с сохранением части жалования и присвоением очередных воинских званий. В 1873 году Александр Фёдорович был выбран почётным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии. В этот же период он предпринял подняться в воздух с помощью воздушного змея.

Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского во время морских плаваний. Он много наблюдал за полётом морских птиц, применением моряками воздушных змеев для швартовки кораблей, хорошо знал физику парусов, обеспечивающих движение судна в различных потоках воздуха, паровые машины кораблей и работу гребных винтов.

В 1876 году, приехав в Петербург, Можайский построил первую летающую модель самолета, названную им «летуньей». Модель совершала устойчивые полёты, о чём писали авторитетные свидетели. Комиссия с участием профессора Д.И. Менделеева, созданная Военным министерством после обращения А.Ф. Можайского с описанием проекта и просьбой о выделении 3000 рублей, одобрила продолжение «опытов над моделью и частями, входящими в состав его аппарата» и выделение «столь незначительной суммы» для полезных исследований. Успешное выполнение «Программы опытов над моделями летательного аппарата», включая исследование воздушных винтов, определение размеров и форм рулевых и несущих поверхностей, удельной нагрузки на крыло и других вопросов, позволили Можайскому приступить к разработке проекта своего «летательного снаряда» в натуральную величину.

Негативный отзыв новой комиссии во главе с генералом Г.Е. Паукером, созданной летом 1878 года для рассмотрения проекта и сметы на создание полномасштабного летательного аппарата, не сломил решимости Можайского продолжать начатое дело. Товарищи по морским походам помогли изобретателю вернуться на действительную службу преподавателем в Морской кадетский корпус. Благоволение к нему императорской семьи со времени её морских путешествий в 1857-1858 гг. на пароходо-фрегате «Гремящий» под командованием Можайского, сыграло не последнюю роль в решении императора Александра II о выделении ему денежных средств для приобретения двигателей за границей. Две двухцилиндровые паровые машины мощностью 20 и 10 лошадиных сил были изготовлены в Англии. По словам Можайского он сам был автором их проекта. Двигатели были легкими, весили 47,6 и 28,6 кг, топливом был керосин. 22 мая 1881 года Можайский привез в Петербург машины, некоторые приборы и материалы для своего самолёта. 3 ноября 1881 года в Департаменте торговли и мануфактур Можайский получил Привилегию на изобретённый им «воздухолетательный снаряд». Это был первый в России патент на летательный аппарат.

21 апреля 1882 года Можайский получает разрешение на отвод участка на военном поле в Красном селе, и, обнеся участок высоким забором и возведя на нем сарай и навес, приступил к постройке самого самолёта, сборка которого была завершена к 7 июня 1883 года. В этот день Можайский подал прошение «о разрешении производства опыта над воздухоплавательным аппаратом». Летательный аппарат имел все конструктивные элементы современного самолёта: фюзеляж, крыло, шасси, рули управления, силовую установку. На большой поляне была построена наклонная плоскость для набора аэропланом необходимой для взлёта начальной скорости. В ходе испытания аппарат потерпел аварию. В последующие годы конструктор занимался доводкой своего аппарата. Он стремился увеличить мощность силовой установки до 60 лошадиных сил и заказал на Обуховском заводе два дубликата своей 20-сильной паровой машины. Производство двигателей было завершено уже после смерти изобретателя.

Военное министерство отказалось купить самолёт Можайского у его сыновей, и судьба его неизвестна, а паровые машины, хранившиеся на Балтийском заводе, сгорели во время пожара на складе. Можайский не успел до конца воплотить свою мечту и провести новое испытание своего самолёта с более мощными двигателями.

Александр Фёдорович желал и был полезен своему Отечеству. Морской офицер, ставший первым авиаконструктором нашей страны, раньше всех в мире сумел самостоятельно спроектировать, построить и провести испытания полноразмерного самолёта. Он первым отказался от идеи создания машин с машущими крыльями и разработал конструкцию самолёта с неподвижным относительно корпуса крылом. Можайский был одним из первых исследователей, осуществлявшим практические попытки создания самолета, пилотируемого человеком, и на четверть века предвосхитил события, когда фюзеляжные самолёты пришли на смену летательным аппаратам планерного типа, созданным братьями Райт.


Рисунок А.Ф. Можайского. Фрегат Диана в бухте Симода


Положительный отзыв комиссии (1-й лист) 1877 г.


Привелегия (1-й лист) 1881 г.


Обложка журнала Техника — молодежи №8 1948 г.