В своей книге «Дорога к звездам» Юрий Алексеевич Гагарин написал: «Еще в космосе я решил обязательно побывать в старинном русском городе Калуге – колыбели теории космических полетов. И случай этот быстро представился – калужане пригласили меня на закладку нового музея своего замечательного земляка К.Э. Циолковского».

Программа посещения Калуги предусматривала и знакомство космонавта с Домом-музеем Циолковского. Но космонавту надо было срочно возвращаться в Москву, и в музей ему попасть не удалось. На обратном пути в аэропорт машина на минуту подъехала к  дому, где располагался музей. «Я обязательно приеду сюда снова, чтобы побывать в первой космической лаборатории», — сказал  космонавт.  Потом добавил: «А подарок для музея вам скоро передадут». Подарок прибыл в Калугу в канун 25-летия Дома-музея. Это были настольные часы «Космос». Оказывается, вскоре после посещения Калуги Юрий Алексеевич заказал их на Сердобском часовом заводе в дар музею. Часы были красивы и изящны. Вокруг светлого циферблата описывал круг маленький космический корабль «Восток». Внизу была надпись: «Дому-музею К.Э. Циолковского от летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. 13 июня 1961 г.».

В течение трех лет мечта космонавта снова побывать в Калуге оставалась мечтой. Новая встреча с  городом состоялась у первого космонавта 24 мая 1964 года. Тогда он вместе с женой Валентиной Ивановной и  друзьями приехал в Калугу, чтобы спокойно, без спешки, познакомиться с памятными местами, связанными с Циолковским. А еще ему очень хотелось встретиться с Марией Константиновной, дочерью великого ученого.

Визит был столь неожиданным, что хозяева  растерялись. Однако после первых слов приветствия и рукопожатий все почувствовали себя легко и просто.  Гостей проводили в комнату, где последние два года жил и работал Константин Эдуардович. Юрий Алексеевич с волнением осматривал его комнату,  аккуратно брал со стола его брошюры, книги по космонавтике, фотографии с автографами космонавтов, присланные дочери ученого, или подаренные лично.

Мария Константиновна была тяжело больна, практически не поднималась с постели, но приезд Юрия Алексеевича ее обрадовал. Прежде всего, он передал ей привет от Главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королева и космонавтов. Потом они долго беседовали о Циолковском, об осуществлении его идей в настоящем и будущем. Мария Константиновна, в свою очередь, расспрашивала космонавта о его многочисленных поездках  и встречах. С интересом слушала, как тепло и сердечно принимали его повсюду, какие уникальные подарки дарили. «Но самый дорогой подарок для меня, Мария Константиновна, это прекрасные идеи вашего отца, которые открыли путь человеку к звездам. Меня особенно поразило, с какой прозорливостью в своей книге «Вне Земли» он описал все то, что  увидел в космосе. Это поистине гениально», — сказал Гагарин. Прощаясь,  он подарил дочери ученого свою книгу «Дорога в космос», сделав теплую дарственную надпись.

Ю.А. Гагарин с Марией Константиновной, дочерью К.Э. Циолковского.

 

Обложка книги «Дорога в космос» с дарственной надписью Ю.А. Гагарина.

 

Из дома Циолковских путь космонавта лежал на стройплощадку, где началось возведение нового Музея К.Э. Циолковского (так тогда именовался будущий Государственный музей истории космонавтики). Юрий Алексеевич считал себя, в какой то мере, ответственным за строительство – ведь первый камень был заложен его рукой.

Побывав на стройке, космонавт отправился  в мемориальный Дом-музей К.Э. Циолковского. По его просьбе машина остановилась на квартал выше музея – гостям захотелось немного пройти  пешком по улице, круто сбегающей к Оке, где много лет ходил Циолковский.

 

Ю.А. Гагарин направляется в мемориальный Дом-музей К.Э. Циолковского.

 

На пороге дома Гагарина встречал хорошо ему знакомый А.В. Костин, заместитель директора музея, внук ученого. Проводил экскурсию главный хранитель музея В.С. Зотов.

 

А.В. Костин, заместитель директора Дом-музея, внук ученого, встречает Ю.А. Гагарина.

 

Тогда в залах музея была развернута не только мемориальная, но и научная экспозиция, в том числе, и связанная с первыми этапами изучения космоса. С нее-то и начал осматривать музей Юрий Алексеевич. Казалось, этот зал не мог открыть новые страницы истории для первого космонавта Земли, но он с огромным интересом знакомился с макетом ракеты Циолковского, изготовленной по его чертежам 1915 года, с действующей моделью первой опытной советской жидкостной ракеты «09», рад был увидеть выставленные в витринах нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР», копию Золотой медали Циолковского. В музее тогда можно было увидеть дублер первого искусственного спутника, копии лунных вымпелов, скафандр космонавта, точно такой, в котором летал Гагарин. Но космонавта очень заинтересовал стенд, посвященный реактивной авиации. Осмотрев его, он заговорщицки показал на скромную надпись: «… конструкции С.П. Королева». Видно было, что ему было приятно встретить в нашем музее в то время строго засекреченную, а потому мало кому известную фамилию Главного конструктора ракетно-космических систем.

 

Ю.А. Гагарин у кресла К.Э. Циолковского.

 

С особым волнением поднимался Гагарин по знаменитой лестнице в светелку, в кабинет ученого. Он остановился у кресла Циолковского, чуть облокотившись на его спинку, и внимательно слушал рассказ о жизни ученого. Потом попросил посмотреть книгу Циолковского «Вне Земли». Именно эту книгу он прочитал еще юношей, и потом, во время полета, не раз вспоминал о ней, восхищаясь прозорливостью Константина Эдуардовича.  Надо сказать, что книга, которую он взял в руки, была поистине уникальной. Повесть была издана в 1920г. тиражом всего 200 экземпляров. Но для автора  был изготовлен особый экземпляр. Напечатали его на плотной бумаге, сделали твердую обложку, оклеив ее голубым материалом с цветочками. Казалось, по небу были разбросаны маленькие звездочки.

Впечатление произвела на Гагарина и мастерская ученого. Увидев самодельную полку с инструментами, он сказал: «Как у моего отца, только инструмента побольше». С большим интересом прослушал рассказ о спортивных увлечениях Константина Эдуардовича, осмотрел его  коньки и велосипед.

После экскурсии сотрудники попросили Юрия Алексеевича оставить свою запись в книге посетителей музея. Он сел за стол, раскрыл книгу, достал из кармана авторучку и своим четким, очень ровным почерком начал писать: «С большим волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович. Его светлые мысли, предвидения, научные открытия сбылись в наши дни. Очень счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос».

Ю.А. Гагарин оставляет запись в книге посетителей Дома-музея К.Э. Циолковского.

 

В это время начали бить стенные часы Циолковского. Юрий Алексеевич поднял голову и увидел на столе, прямо под часами ученого настольные часы «Космос», присланные им в подарок музею три года назад.  Космонавт был растроган. И уже к законченной записи в книге космонавт неожиданно добавил еще одну фразу: «Для нас, космонавтов, пророческие слова Циолковского о покорении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперед».

 

Запись Ю.А. Гагарина в книге посетителей Дома-музея К.Э. Циолковского.

 

После окончания экскурсии космонавту был подарен памятный сувенир – копия бюста К.Э. Циолковского работы калужского скульптора Н. Прозоровского.  А потом кто-то из сотрудников музея спросил, нравится ли Гагарину Калуга как таковая, без привязки к имени Циолковского. Он ответил: «Да, я люблю небольшие русские города, я ведь сам из Гжатска. Он тоже уютный, зеленый и очень  русский».

 

Ю.А. Гагарин после посещения Дома-музея К.Э. Циолковского.

Автор:     Е.А. Тимошенкова,

заведующая Домом-музеем К.Э. Циолковского