22 октября 2021 года в конференц-зале Государственного музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского состоялась беседа на тему «Космос Русской Эллады», посвященная футуристичным проектам освоения Южного берега Крыма разных лет. Вел беседу главный архитектор Калуги, член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов.
Обзор архитектурных проектов — как воплотившихся в жизнь, так и оставшихся лишь на бумаге – сделал преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Андрей Карагодин.
Идея о том, что Крым — это «Новая Эллада», лежит в основании всего крымского проекта. Впервые ее сформулировали еще Екатерина II и Потемкин, рассуждая о том, что присоединение к России Крыма как самого северного края античного мира позволит России напрямую, минуя европейские столицы, наследовать классической античности, присоединить себя к Европе. Поэтому все лучшие архитектурные проекты для Крыма, рожденные за двести лет, носили ярко выраженный футуристический характер.
Алексей Карагодин рассказал о проектах Карла-Фридриха Шинкеля, которого называют первым европейскими архитектором-модернистом, работавшего по заказу Николая Первого над проектом грандиозного дворца в Крыму; о работе неоклассика Ивана Фомина, спроектировавшего город-сад в Ласпи, о проектах советских архитекторов Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, зарисовавшего грандиозные панорамы будущего Южного берега, с колоссальными анфиладами парков, колизеями, стадионами, театрами. В 1945-м году еще один выдающийся архитектор Андрей Буров предложил абсолютно новаторский, опередивший свое время, план восстановления Ялты с туннелями под набережной и небоскребами. Был освещен и модернистский этап развития советской архитектуры: в 1960-х, 1970-х, 1980-хх. на Южном берегу работали такие мэтры как Анатолий Полянский, Юрий Платонов, Игорь Василевский. Построенный Василевским футуристичный санаторий «Дружба» называют «летающей тарелкой».
Концепция архитектурного освоения Крыма как «русской Эллады» была представлена на XXIX Международном архитектурном фестивале «Зодчество». О художественном воплощении этого спецпроекта рассказал художник Алексей Гинтовт.