Современное развитие общества диктует новые требования к образованию. Необходимы яркие, нестандартные педагогические идеи, которые не просто шли бы в ногу с социально-экономическим развитием общества, но также служили бы опорой, базисом для возведения незыблемых ценностей нравственности, патриотизма. Одни педагоги разрабатывают подобные идеи, ориентируясь на собственные знания, взгляды и опыт, другие предпочитают заимствование у маститых деятелей в области образования. Между тем, «генератором» педагогических идей был К.Э. Циолковский. Подтверждением тому его научное наследие – кладезь оригинальной педагогической мысли.
Большой интерес представляют педагогические идеи Циолковского периода 1915-1920 годов, который характеризуется повышенной активностью его творческих поисков, направленных на разработку проекта социального переустройства общества. Это период Первой мировой войны и революций в России, когда убиты были миллионы. Убежденный противник бессмысленного уничтожения всего живого, ученый выдвинул концепцию мирной деятельности человечества во имя будущего. Он считал, что предложенный им вариант общественного устройства, став движущей силой, отвлечет людей от вражды, привлечет к строительству идеального общества, где усилия каждого члена будут сосредоточены не на разрушении, а на созидании, на упрочении могущества над природой. Давая биологическую реконструкцию человека, приспособленного к жизни в эфире (космосе), Циолковский изобразил его гармонично развитым: воспитанным на гуманных началах, нравственно совершенным, высокообразованным.В работах «Этика, или естественные основы нравственности», «Начало организации общества», «Свойства человека», «Полюсы человеческих качеств», «Наука и вера», «Горе и гений», «Утописты», «Общий алфавит и язык», «Общечеловеческие меры», «Эволюция представлений о божестве» можно проследить широкий спектр вопросов по педагогической тематике, хорошо продуманную, тщательно выверенную терминологию, обоснованность предложений, конструктивность их проработки, новаторство, которое не утратило своей актуальности и сегодня. Перелистывая страницы сочинений Циолковского, мы невольно ощущаем себя учениками, а Константин Эдуардович предстает в наших глазах в роли учителя, который преподает урок будущего. Делает он это спокойно, ненавязчиво, со свойственными ему простотой и доходчивостью, не упорно «вдалбливая», а старательно разъясняя, приводя не сухие доводы, а яркие примеры, как можно меньше используя утомляемых доказательств, больше – красноречивых фактов.
Просвещению, образованию Циолковский в своих трудах придает огромное значение. Он твердо убежден в том, что идеальное общество будущего может быть построено людьми, развитыми в умственном отношении, так как только высокоинтеллектуальные члены общества способны завоевать богатства космоса, познать мир. «Мы мало знаем, – пишет Константин Эдуардович. – Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной»… По мнению ученого, без просвещения человек не приблизится к идеалам, без образования не получит знаний, а человечество не только не достигнет прогресса, оно не сможет составить правильное представление о мире. «…Представление о мире зависит от устройства тела и мозга существа,.. от его образования и развития», – отмечает ученый.
Размышляя о познании мира, Циолковский, прежде всего, имеет в виду исследование Вселенной. Вселенная в его представлении – сложный живой организм со своими законами. Вселенная бесконечна. Погасить жизнь во Вселенной нельзя, ее можно только усовершенствовать, ею можно управлять, можно господствовать в ней. И помогут в этом «просвещение», «научная подготовка», «громады знаний». Ученый уверен, что вопросы, связанные с познанием Вселенной, всегда будут стоять перед человечеством, а потому их решение необходимо считать основным делом для человечества, целью жизни каждого человека. Цель же прогресса, по его мнению, – вечное продолжение жизни «…ради знания и господства над миром».
Особое внимание в своих работах ученый уделяет теме воспитания. Воспитание способствует пониманию целей образования, получению знаний. От уровня воспитанности каждого члена общества зависит необходимость получения каждым знаний.
Глубоки, интересны, неординарны рассуждения Циолковского о знаниях.
«Знание должно способствовать удовлетворению наших потребностей, успокоению души, нашей любознательности», – утверждает он и формулирует такие понятия как «цель знаний» – «поддерживать жизнь разумных существ»; «источник знаний» – «чувства и ум»; «сокровищница знаний» и «склад знаний» – наука; знания и наука – «наследие человечества за тысячи лет»; «достояние всего человечества» – энциклопедия знаний.
Получать знания каждый человек сможет на курсах. Курсы в системе Циолковского заменяют существующее сегодня понятие школьных классов. Он предлагает «курсы знаний», построенные в зависимости от уровня интеллектуального развития членов общества, согласно формулировке Константина Эдуардовича, которые отличаются «по силе и характеру», в зависимости от «различных человеческих умов». «Как общие курсы, так и энциклопедия, или сокровищница знаний,.. должны двигаться и развиваться вместе с движением человечества вперед», – констатирует ученый.
В вопросах приобретения знаний Циолковский советует руководствоваться уже имеющимися достижениями: «Каждый разумный человек должен опираться на знания, приобретенные его выдающимися предшественниками и гениальными современниками. Только тогда он может и от себя прибавить частицу в сокровищницу знаний». Ученый говорит, что проверка знаний, если и может иметь место, то должна носить выборочный характер, так как «…полная проверка всех уже приобретенных знаний потребовала бы от человека времени, большего, чем его жизнь, и неестественного, невозможного напряжения сил».
Основополагающие знания Циолковский называет «голосом Вселенной», который человеку дано воспринимать «…через посредство других существ, большею частью уже ушедших» из мира, но оставивших в назидание свои труды.
«Знания, возможности!.. где вам предел?..», – восклицает ученый, однако не призывает познавать необъятное. «Наука так обширна, – пишет Константин Эдуардович, – время же человеческой жизни так ничтожно и силы ее так малы, что надо крайне дорожить каждой секундой и выбирать из знаний только самое существенное».
В вопросах выбора знаний Циолковский советует руководствоваться собственным интересом. В качестве примера сообщая о себе, он пишет о том, что от «математиков, геометров, механиков» он взял все, «…от натуралистов почти все, от философов – многое». «Опыт и разум, – указывает ученый, – одинаково важны в приобретении познаний».
По мнению Циолковского, «нельзя отрицать знание потому только, что оно сейчас бесполезно людям», следует думать о будущем.
В состав каждого курса ученый вносит ряд основных наук, перечисляя их по степени важности от большего к меньшему. Это физика, механика, химия, радиология. Но прежде всего это геометрия – «громадная наука, вся пропитанная математикой». «Без геометрии, – пишет он, – теснимые на Земле, мы не простирали бы наших вожделений к безграничному простору и богатству небес». Помимо основных наук, Циолковский предлагает «прикладные науки», к которым причисляет «все остальные» науки. Среди них биология, физиология – «одна из самых сложных наук», астрономия, астрофизика, термодинамика. Особое место в своей системе ученый отводит математике. Он называет ее «наукой о величинах», «стержнем», пронзившим все изучаемые дисциплины, веществом, которое «обволакивает и пропитывает все науки», врожденным и приобретенным от предков свойством ума, «могучим орудием мозга» и считает, что она способствует «формированию мозга».
Существуют в системе Циолковского и классы. Это разряды, уровни своеобразной лестницы, построенной по принципу социально-правовых отношений, посредством которых он поделил людей в зависимости от приобретенных ими знаний. Именно высшему из них – классу гениев человечество будет обязано движением вперед, именно отсюда будут исходить основные познания и открытия, потому что «нравственный и всяческий свет исходит от гениев», – утверждает он.
Не оставил без внимания Циолковский и такой вопрос, как язык, на котором следует преподавать. Это единый язык человечества, всеобщий язык, мировой, принятый всеми народами для легкости общения в просторах Вселенной. В качестве такого языка ученый предлагает не искусственный, с его «мертвой орфографией», которая «…ставит препоны развитию и совершенствованию», а живой, который постоянно совершенствуется. Он пишет: «Взять искусственный язык, как эсперанто, имеющий, правда, наилучшие достоинства, несколько рискованно. Гораздо проще и надежнее употребить для общенародного языка какой-нибудь наиболее употребительный язык какой-либо высококультурной страны, например, английский или французский». Циолковский говорит, что с выбором этих языков человечество приобретет «громадную литературу». Общий язык, по убеждению Циолковского, необходим и для того, чтобы вершины наук достигались по некому единому плану, одновременно всем человечеством, а не отдельными народами. Кроме всеобщего языка он предлагает «общечеловеческие меры» – «условные» единицы.Ученый считает, что наравне с полноценными членами общества, с помощью специальных методов и приемов, знания должны получать люди с физическими недостатками, например, слепые, глухие.
Способности учеников различны. Не каждому дано с легкостью разбираться в изучаемых дисциплинах, в том числе – в математике. Циолковский хочет, чтобы это понимали те, кто несет знания в массы. Не останавливаясь подробно на том, как следует «распространять знания», он все же дает ряд рекомендаций.
Прежде всего, это педагогика ненасилия: учить так, чтобы учеба была не в наказание, а в радость, чтобы каждый мог учиться незаметно для самого себя, «…без трудов, без мук,.. без самомалейшего утомления…», как младенец. Страдания в учебном процессе, по мнению Циолковского, – насилие над душой. Душевные переживания неминуемо несут страдания физические. Оценка знаний по баллам, экзаменационные испытания не только причиняют учащемуся страдания, но подрывают его здоровье. Циолковский считает, что мало быть умным, надо быть еще и здоровым. Он подчеркивает: учеба не должна вредить здоровью человека и предлагает исключить отметки и экзамены из школьной практики. Он полагает, что учитель должен чувствовать душевное и физическое состояние ученика, от этого может зависеть качество учебы. Так, каждый педагог обязан знать о влиянии голода на мысли, следовательно, и на работоспособность учащегося.
Циолковский говорит о том, что отношения педагога к ученику должны быть гуманными, построенными на отсутствии зла. Прежде всего, из процесса учебы следует исключить телесные наказания. Выступая их противником, ученый аргументирует:
1) человек – существо свободное, его нельзя подвергать унижению, следовательно, – наказанию;
2) наказывать – значит причинять муки, но, причиняя муки другим, мы причиняем их себе в своей будущей жизни (согласно выдвинутой ученым теории монизма Вселенной); зачем причинять муки самим себе?
3) провинившийся должен не наказываться, а изолироваться от общества в «колонии для несовершенных»; изолирование – альтернатива наказанию, но это все же не наказание, это попытка обезвреживания, возможность исправления;
4) человека можно наказать ошибочно; ошибку не всегда легко исправить, она ляжет пятном вины на том, кто взял на себя ответственность за наказание;
5) человек не виновен в своих плохих поступках, его таким сделало общество, за что же его наказывать?
6) наказания вырабатывают породу существ, которые хороши только в страхе, значит, они несовершенны; человеку же необходимо стремиться к совершенству («…все разумное должно, ради собственных интересов, жить так, чтобы будущее мира разумных существ совершенствовалось»); поэтому «…страх наказания следует заменить голосом рассудка, разума, науки»;
7) пусть в будущей жизни, но для преступников все же неизбежно существует естественное возмездие – это «отдаление совершенства», «движение вспять».
Не обошел вниманием ученый и вопрос о том, как правильно преподнести ту или иную тему, тот или иной урок. Он разработал основы таких предметов, как математика, физика, химия, астрономия, физиология, где привел понятия времени, пространства, движения, энергии, материи, эфира, духа, исследовал вопросы, касающиеся сущности материи, строения атома, бессмертия.
По утверждению Циолковского, процесс приобретения знаний должен не только производить приятное впечатление на учащегося, но и стимулировать интерес, побуждать любопытство. Этому способствуют большей частью опыты, практические занятия. Они позволяют повысить восприимчивость, а значит усвояемость материала.
Ученый придерживается мысли о том, что отношения между учителем и учеником должны строиться на доверии, учитель не имеет право лгать, он также должен стремиться к искоренению лжи среди учеников.
Роли учителя Циолковский уделяет большое внимание, придает особую значимость. Учителями в его представлении могут быть как педагоги, так и «высочайшие учителя», «учителя жизни», «высшие учителя человечества», «благодетели человечества» – ученые, религиозные деятели, гении, герои. Первых он сравнивает с врачами, которые «врачуют душу», и называет их олицетворением доброй силы на земле. Относительно вторых указывает, что им следует поклоняться как богам, ибо они – герои для подражания, и призывает человечество идти указанным ими путем.
Циолковский сам указал, что свои педагогические идеи он взял «из недр точной науки», построил на «научном фундаменте», на «чисто научных основах» «и только немного» на философии. И если учесть, что педагогические идеи ученый выдвигал не в специальных сочинениях, а в трудах, посвященных социально-философской проблематике, несомненно, это вызывает еще больший интерес. Созданная Циолковским концепция образования, в основу которой он положил идею свободы личности, содержит педагогику ненасилия, которую ученый проповедовал на страницах своих трудов и в педагогической практике, а также теорию о радостной, счастливой, вечной жизни человечества во Вселенной.
Циолковский стоял у истоков советской системы образования. Частично его педагогические идеи оказались реализованы в практике школы первых лет советской власти. Это избавление от страданий, демократические свободы:
— отмена физических наказаний, оценочных баллов, экзаменационных испытаний, школьной формы;
— совместное обучение мальчиков и девочек;
— разделение учащихся по возрастному принципу (по уровню интеллектуального развития);
— обучение детей, страдающих физическими недостатками;
— чередование умственного и физического труда.
Полагаясь на педагогические идеи ученого 1915-1920 годов, руководствуясь его педагогическими взглядами, опираясь на архивные документы, касающиеся его педагогической деятельности, учитывая заслуги учениц Константина Эдуардовича на поприще педагогики, можно смело утверждать, что Циолковский-педагог навсегда «вписал» свое имя в один ряд с такими корифеями педагогической мысли России, как К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.
Е.В. Архипцева,
заведующая научно-методическим отделом музея