Константин Эдуардович Циолковский был большим любителем физической культуры. В раннем детстве научился кататься на коньках, и увлечение это осталось у него на всю жизнь. Любил воду, прекрасно плавал. Приучал к физической культуре детей, а позднее и внуков.
Об увлечении ученого велосипедом вспоминали многие. Калужский знакомый Константина Эдуардовича Александр Ассонов рассказывал: «Однажды летом я поехал на велосипеде в Загородный сад (в настоящее время парк им. К.Э. Циолковского – авт.) Первая аллея у забора была отведена для езды и учения на велосипедах. Остановившись отдохнуть, я увидел, что ко мне подходит Константин Эдуардович, как всегда в плаще-крылатке, в темной шляпе. «А, – говорит, – научились уже…». Я с воодушевлением заговорил о езде на этой «машине». Он осмотрел спицы, колеса, руль и сказал: «Нерациональная трата энергии». Но, через несколько месяцев купил и себе за 50 рублей велосипед, очень старый, но годный, и мы на долгие годы стали постоянными спутниками по велосипедной езде. Обычно наш маршрут лежал через речку Яченку, мимо старой мельницы, через плотину лугами до городского бора и дальше – по берегу Оки… В Яченке купались…».
Подтверждает этот рассказ и сам Циолковский: «Поблизости моей квартиры был Загородный сад. Я часто ходил туда думать или отдыхать – и зимой, и летом. Однажды встретил там знакомого велосипедиста. Он предложил мне поучиться ездить на велосипеде. Попробовал, но безуспешно – все падаю. Тогда я заявил: «Нет, никогда я не выучусь кататься на двухколеске». На другой год (в 1902 г.) купил старый велосипед и в 2 дня научился. Было мне 45 лет. Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног,.. но ослабился интерес к конькам и водяному спорту».
Из собственного дома Константин Эдуардович (ныне Дом-музей К.Э. Циолковского) стал ездить в бор, а не в Загородный сад, так как крутая гора затрудняла подъем. Из лесу он привозил жене незабудки и ландыши, а иногда один или два больших гриба. Иногда он уезжал на велосипеде в городок Перемышль, верст за 30 от Калуги, где жили родственники его жены, Варвары Евграфовны. Ее племянница, Р.И. Георгиевская писала: «Когда у Константина Эдуардовича появился велосипед, он почти каждое лето приезжал в Перемышль к моим родителям. Ему нравилась чудесная дорога туда. Приезжал он обычно перед вечером, пил чай, немного ел и начинал свои рассказы. Константин Эдуардович рассказывал о многом: о своей работе учителя, о земле и небе, о жизни и смерти, о научных работах. Один раз, рассказывая о признании его трудов иностранными учеными, он посмотрел на меня и сказал: «Вот какой у вас дядюшка!». Засмеялся и добавил: «Я шучу, шучу». Так в разговорах проходил вечер. Моя мать готовила ему постель на диване. Но постель оставалась обычно несмятой: Константин Эдуардович не мог спать на новом месте. Он выходил на улицу, смотрел на небо, усеянное звездами, наслаждался запахом зреющих плодов и думал, думал. А утром, когда мы просыпались, Константина Эдуардовича в Перемышле уже не было».В 1932 году ученому исполнялось 75 лет. И руководство Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) решило сделать ученому подарок. Возглавлял тогда Осоавиахим Роберт Петрович Эйдеман, герой Гражданской войны. Узнав, что 75-летний старик является заядлым велосипедистом и регулярно совершает прогулки на стареньком «Дуксе», купленном им 30 лет назад, Эйдеман распорядился изыскать возможность и приобрести для него новый советский велосипед. В те годы «двухколесок», как называл велосипеды Циолковский, производилось очень мало, и приобрести их было почти невозможно.
Прошло несколько месяцев. И однажды прибыл в Калугу большой ящик, а в нем велосипед, сделанный на Пензенском заводе. Машина понравилась Константину Эдуардовичу. В благодарственном письме в Осоавиахим он написал: «Вчера получил Ваш велосипед. Отблагодарю своими трудами. Уже завтра, после работы, поеду (за версту) в лес».
Рассказал об этом увлечении ученого и оператор-документалист М. Ошурков: «Вспоминается лето 1932 года, когда я с группой товарищей выехал на съемки в город Калугу, чтобы заснять выдающегося ученого, теоретика ракетоплавания, самолето- и дирижаблестроения Константина Эдуардовича Циолковского. Задача у нас была довольно сложная – запечатлеть его на кинопленке, показать за работой и на отдыхе. Стучим. Распахивается дверь, и на пороге дома нас встречает его дочь, Мария Константиновна… Она провела нас в сад и попросила подождать немного, сказав при этом, что Константин Эдуардович скоро будет – он на прогулке. По обычаю хроникеров, не теряя времени, мы решили начать съемку улицы и внешнего вида домика. Но вот мы увидели и самого Константина Эдуардовича, Он подъезжал к дому… на велосипеде! Мы удивленно переглянулись, да и как было не удивляться этому – ведь в то время он имел за плечами 75 лет большой, сложной и далеко не спокойной жизни!Конечно, такой момент нужно было снять обязательно, ведь такая жизненная деталь поможет нам ярче и интереснее показать на экране гениального ученого. К сожалению, киноаппаратура того времени – тяжелая и непортативная (камера устанавливалась на штатив) – не позволила снять этот эпизод.
На другой же день за калиткой мы заранее установили киносъемочную камеру и, когда Константин Эдуардович выходил из дома с велосипедом, сняли его совершенно «событийно», то есть без всякой подготовки. Константин Эдуардович улыбнулся, а мы спросили, не трудно ли в его возрасте кататься на велосипеде? Не может ли это повредить его здоровью? «Нет, – ответил ученый, – наоборот, прогулки помогают мне интенсивнее работать. Я получаю зарядку на весь день…».
Е.А. Тимошенкова,
заведующая Мемориальным домом-музеем К.Э. Циолковского, правнучка ученого