45 лет назад, 20 января 1978 года, с космодрома «Байконур» стартовал и 22 января успешно состыковался с долговременной орбитальной станцией «Салют-6» первый в мире транспортный грузовой корабль (ТГК) «Прогресс-1». Он доставил на станцию оборудование, пищу, воду и другие расходные материалы. Таким образом, впервые в истории космонавтики начала работать система снабжения орбитальной станции грузами.
Космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся тогда на станции «Салют-6» по программе 1-ой основной экспедиции, разгрузили ТГК «Прогресс-1», а 5 февраля по командам с Земли с помощью двигателей «Прогресса-1» была произведена коррекция орбиты комплекса. Ближе к концу полёта впервые была произведена и дозаправка станции топливом, доставленным на «грузовике». Затем в грузовой отсек ТКГ космонавты сложили мусор и отработавшее оборудование. 6 февраля «Прогресс-1» отстыковался от «Салюта-6», через двое суток он был сведён с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы.
Транспортный грузовой корабль «Прогресс» был разработан в 1970-х годах в НПО «Энергия» на базе пилотируемого корабля 7 К-Т «Союз» для доставки грузов, научного оборудования, топлива и других материалов на долговременные орбитальные станции (ДОС) с целью обеспечения деятельности экипажа и функционирования бортовых систем станции. Запуск и стыковка ТГК с ДОС осуществлялись в автоматическом режиме. Спускаемого аппарата корабль не имел. Общая масса ТГК составляла 7000 кг, длина – 7,92 м, общая масса грузов, доставляемых на станцию, — 2100 – 2500 кг. ТГК «Прогресс» состоял из трёх отсеков: грузового, отсека компонентов дозаправки и приборно-агрегатного. В грузовом отсеке размещались доставляемые на станцию сухие грузы, оборудование, продукты питания и вода (всего до 1300 кг). В отсеке компонентов дозаправки, который был негерметичен, устанавливались два бака с окислителем и два бака с горючим (всего 850 кг топлива), баллоны с азотом и воздухом, агрегаты и системы дозаправки. Все жидкости перекачивались на борт орбитальной станции по специальным трубопроводам через стыковочный узел. Приборно-агрегатный отсек предназначался для размещения аппаратуры и агрегатов систем корабля.
Ресурс транспортного грузового корабля ограничивался ёмкостью аккумуляторных батарей и был рассчитан на автономный полёт до 4 суток и до 60 суток в составе комплекса. Всего было 43 запуска кораблей «Прогресс», и все они были успешные.
В экспозиции Второй очереди ГМИК имени К.Э. Циолковского находится макет орбитальной космической станции «Салют-6» в масштабе 1:3, на которую в далёком 1978 году доставил груз первый в мире «космический грузовик» «Прогресс-1».