В журнале «Человек и мир. Диалог» (№ 3, июль-сентябрь 2023 г., с. 71-73) вышла статья «Рожденные летать», посвященная выставке «Вместо сердца – пламенный мотор!», которая прошла в ГМИК в мае 2023 года.

 

«Человек и мир. Диалог» – объемное периодическое издание научно-популярного характера (возрастной ценз 12+), учредителем которого является Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (Москва). Статья помещена в разделе «Вернисаж» под рубрикой «ARS LONGA», поскольку речь идет о выставке, а, следовательно, о прочных ценностях, высокой культуре,  мастерстве и профессионализме. Автор выставки «Вместо сердца – пламенный мотор!», заведующая научно-методическим отделом ГМИК Елена Архипцева, рассказала читателям о том, чему была посвящена выставка, кто принимал участие в ее создании, об экспонатах.

Известные строки «Марша авиаторов» для названия выбраны не случайно. Выставка посвящена 100-летию Гражданской авиации в России, которая была создана в 1923 году постановлением Совета труда и обороны. В центре ее внимания – спичечные этикетки по авиационной тематике. Сердце самолета, его пламенный мотор символизирует пламя спички. По спичечным этикеткам можно проследить историю авиации.

Выставка была создана совместно с Московским клубом филуменистов «Сувенир» имени В.М. Богданова и ООО «Спичечная фабрика «МУЗЕЙ СПИЧКИ», которые предоставили тематические наборы спичечных этикеток, сувенирные наборы спичек на тему авиации, коллекцию спичечных коробков разных лет различных фабрик страны, на которых изображен учебный биплан П-IV Бис конструкции А.А. Пороховщикова.

Этикетка с изображением биплана П-IV Бис, построенного в 1917 году, – первая в истории спичечная этикетка, посвященная авиации. Этикетка была выпущена в ответ на ультиматум Керзона, который содержал обвинения СССР в антибританской пропаганде, выдвигал ряд политических, экономических и территориальных требований. По случайному совпадению этикетка родилась также в 1923 году, ровно 100 лет назад. На выставке можно было видеть коробки с этой этикеткой, выпущенные в 1923 году Полесским спичечным трестом в городе Гомель на фабрике «Везувий», а также в 1925 году Новгородской фабрикой имени Ленина.

Материалы выставки рассказывали о трудах родоначальника русской авиации Н.Е. Жуковского, который заложил теоретические основы авиации, разработал наиболее выгодную форму лопасти воздушного винта, а также К.Э. Циолковского, который конструкцией своего самолета на 30 лет опередил развитие авиации. На выставке были представлены редкие, уникальные экспонаты из собрания ГМИК и Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского – филиала ГМИК. Это прижизненные издания и личные документы К.Э. Циолковского, труды Н.Е. Жуковского, модели летательных аппаратов, личные вещи, предметы изобразительного искусства, нагрудные знаки авиаторов, наградные медали и памятные знаки. Среди них памятный знак, врученный в США авиатору С.А. Шестакову за межконтинентальный перелет Москва – Нью-Йорк в 1929 году на самолете АНТ-4 «Страна Советов» конструкции А.Н. Туполева. А также памятный знак, врученный в США летчику М.М. Громову за рекордный перелет из СССР через Северный полюс в 1937 году на самолете АНТ-25 конструкции А.Н. Туполева и П.О. Сухого, памятный знак «Почетный гражданин г. Лос-Анжелеса», которого Громов был удостоен за свой перелет в США.

Заставкой к статье стал рисунок с изображением Н.Е. Жуковского, летящего с высокой кручи на велосипеде с искусственными крыльями за спиной. Так художник Константин Арцеулов, авиатор, ученик Николая Егоровича, изобразил момент испытаний Жуковским подъемной силы крыльев. В 1946 году рисунок был опубликован в качестве вкладки в журнале «Знание – сила». Копию рисунка можно было видеть на выставке. Сегодня крылатое выражение «Знание – сила» обрело вторую жизнь. Лозунг стал популярен среди молодежи. И статья о выставке, как и сама выставка, – знак уважения заслуг прошлого, сохранения исторической памяти, способ приобщения читателей, музейных посетителей к теме авиации, вовлечения молодежи в авиацию с целью продолжения ее развития на благо Родины.