21 марта 2024 года в Доме-музее А.Л. Чижевского в Калуге открылась выставка «Солнечные ритмы» Евгения Спасского».
Совместный проект Дома-музея А.Л. Чижевского и Фонда наследия художника Е.Д. Спасского рассказывает о творчестве графика, живописца, монументалиста Евгения Дмитриевича Спасского. Русский космизм стал краеугольным камнем развития науки и техники всего ХХ столетия. На формирование мировоззрения художника оказало влияние изучение им научных и творческих трудов Н.Ф. Фёдорова, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, В.С. Соловьева, А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлёниса, Н.К. Рериха, В.Н. Чекрыгина и других космистов.
«Начало космической эры, полёт Юрия Гагарина были подготовлены многими умами, сердцами, талантами не только учёных и инженеров, которые создавали спутники и ракеты, но и поэтами, художниками, музыкантами», – сказала заведующая Домом-музеем А.Л. Чижевского Людмила Морозова.
На выставке представлено около 120 редких предметов: картины, подлинные вещи, документы, фотографии из архива Фонда изучения и сохранения творческого наследия художника Евгения Спасского.
Наиболее яркие экспонаты «Солнечных ритмов» Евгения Спасского» – Евангелие 1885 года и Молитвослов 1915 года (реликвии семьи Спасских); рукописные воспоминания художника о дружбе с Велимиром Хлебниковым; книги из собрания Е.Д. Спасского, изданные 1920-х годах; печатная машинка Mercedes, принадлежавшая Е.Д. Спасскому; арт-объект «Кожушок», расписанный художником Ольгой Аннушкиной в соответствии с описаниями Евгения Спасского и Бориса Четверикова.
«Евгений Спасский – один из немногих авторов, кто попробовал реактуализировать христианские идеи с точки зрения науки. У него, как у Чижевского, была миссия. С помощью его творчества мы заново открываем для себя историю 20 века», — отметила директор Фонда изучения и сохранения творческого наследия художника Евгения Спасского, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Вера Головина.
В рамках выставки Фонд представил уникальный графический цикл Спасского «Странник» (1942–1943) демонстрирует, как укоренённые в личной биографии художника фигуры превращаются в общезначимые. Так, в «Уходе» (1943) прототипом повёрнутого спиной человека является Казимир Малевич, основоположник супрематизма, влияние которого испытал Спасский в конце 1910 – начале 1920-х годов. Характерная, грузноватая фигура с акцентированным квадратом на линялой гимнастёрке и знаменитой ложкой за кушаком. Голова странника, напротив, развеивает воздушные массы. Она осенена парящим «крылом», вызывающим в памяти барельефы Древнего Египта.
«Спасский мыслил себя как художник, продолжающий заветы эпохи Возрождения. Одной из главных идей его творчества была связь макрокосма с микрокосмом, связь Человека с космической реальностью, которая отображается во Вселенной. Мы для себя определяем его стиль как энигматический реализм, то есть такое реалистическое изображение, которое в одной форме совмещает множество смыслов», — подчеркнул культуролог, исследователь творчества Евгения Спасского Роман Багдасаров.
В вернисаже приняли участие уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников, заместитель директора по научной работе ГМИК имени К.Э. Циолковского Антон Мясников, заместитель директора ГМИК имени К.Э. Циолковского Елена Кузина, художник и галерист Оксана Лычагина, биограф Е. Д. Спасского Андрей Ефименко, президент Академии аналитического искусства, член Союза художников России и Творческого Союза Художников Михаил Мантулин, студенты Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского и Калужского областного колледжа культуры и искусств, сотрудники и посетители музея.
На мероприятии звучали музыкальные произведения композиторов-космистов Скрябина и Чюрлёниса.
Выставка продлится до 13 мая 2024 года.