178 лет назад, 17 января 1847 года, родился Николай Егорович Жуковский, крупный учёный в области механики, основоположник современной аэродинамики, профессор Московского университета и Московского высшего технического училища, член-корреспондент Петербургской Академии Наук, организатор и первый руководитель Центрального аэрогидродинамического института.
Жуковский — автор фундаментальных работ по динамике полёта. Он изложил принцип образования подъёмной силы крыла самолёта и сформулировал теорему, позволяющую определить её численное значение; установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для их проектирования; создал основы аэродинамического расчёта самолёта. Жуковский также является автором многочисленных оригинальных исследований в области математики и астрономии, гидравлики и гидродинамики, механики твёрдого тела и др.
Учёный предлагал новые пути в своей многогранной научной деятельности, указывая на необходимость сочетания геометрического и аналитического методов исследования явлений природы. При этом характерной чертой научного творчества Жуковского являлась практическая направленность теоретических исследований.
Беззаветное служение науке, реальный вклад в развитие знаний в области механики, гидро- и аэродинамики, организация научных учреждений и подготовка научных кадров – всё это способствовало развитию передовых технологических позиций страны в XX веке.
Для сохранения памяти о человеке, который внёс большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и которого называют «отцом русской авиации», был создан Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Музей был открыт в день рождения учёного – 17 января 1956 года.
Фотографии из фондов Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского (филиала Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского)
Н.Е. Жуковский среди членов Воздухоплавательного кружка и русских авиавторов в аэродинамической лаборатории ИМТУ. 1911 г.
Н. Е. Жуковский с дочерью Е. Н. Жуковской и профессором Н. Н. Бухгольцем в аэродинамической лаборатории Московского университета. 1916.