23 июня 2025 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского начала работу «Космическая лаборатория музейных профессий». В течение недели пятнадцать ребят с нарушениями слуха будут знакомиться с различными профессиями в музейной сфере через историю освоения космоса. Они получат представление как о классических музейных специальностях, например, экскурсовод, так и о современных профессиях, без которых сложно представить работу любого музея: видеограф, специалист по SMM, дизайнер. Приглашённые эксперты и сотрудники музея в доступном интерактивном формате поделятся с подростками своими знаниями и опытом.

 

На первом занятии методист ГМИК им. К.Э. Циолковского Марта-Александра Астахова рассказала слушателям Лаборатории о профессии экскурсовода. Во время тура по историческому и новому зданиям музея ребята узнали, что представляет собой обзорная экскурсия по экспозиции. Методист показала экспонаты, которые  освещают наиболее важные направления развития космонавтики в СССР и России: технологический дубликат первого искусственного спутника, подлинную катапультную тележку для полётов животных, подлинный спускаемый аппарат космического корабля «Восток-5», лунный глобус и копии лунных автоматических межпланетных станций, полноразмерный макет базового блока орбитальной станции «Мир», образцы космических инструментов и космического питания и многое другое. В процессе экскурсии преподаватель обращала особое внимание на музейную терминологию. На занятии применялся вопросно-ответный метод подачи информационного материала, что позволило установить межличностные связи между обучающимися «Космической лаборатории музейных профессий» и сотрудниками ГМИК им. К.Э. Циолковского.

На втором занятии подросткам предстояло познакомиться с основами профессиональной деятельности видеографа. Видеооператор Григорий Лесник рассказал о базовых приёмах композиции для создания выразительных кадров. Идея урока была в том, чтобы показать учащимся, что даже смартфон может стать инструментом для профессиональной съёмки, если знать и грамотно применять правила композиции. Ребята учились правильно располагать объекты в кадре и видеть разницу между случайным и подготовленным снимком, а потом применили полученные знания на практике. Им было дано задание разделиться на группы, найти на территории музея по два примера для каждого приёма построения композиции и сфотографировать их с помощью фотоаппарата и мобильного телефона. Преподаватель помогал ученикам в корректировке ракурсов и выборе объектов. В конце занятия фотографии были выведены на общий экран для обсуждения удачных снимков и выявления ошибок.

Первый день работы «Космической лаборатории музейных профессий» был для её участников очень насыщенным и познавательным: знакомство с преподавателями и музеем, получение новых знаний и навыков, формирование дружеских связей в группе и масса новых ярких впечатлений. В Образовательном центре ГМИК им. К.Э. Циолковского ребятам вручили мерч с космической символикой: шоппер, кепку, шнурок для мобильного телефона, футболку и бутылку для воды.

Организаторы «Космической лаборатории музейных профессий», сотрудники ГМИК им. К.Э. Циолковского и приглашённые эксперты пожелали учащимся, чтобы этот проект стал для них стартовой площадкой к большим успехам и интересным достижениям в профессиональной сфере, а также вдохновил их на реализацию самых увлекательных и смелых идей!

В добрый путь, ребята!

Для справки: «Космическая лаборатория музейных профессий», организована на базе Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в рамках инклюзивного грантового проекта «Профориентационная “Космическая лаборатория музейных профессий” для глухих и слабослышащих подростков» при поддержке благотворительного фонда «Свет».

* Все занятия сопровождаются переводом на русский жестовый язык (РЖЯ).