В.И. Алексеева
К доминантам русского космизма и в целом, и в учении Циолковского относятся следующие идеи: монизм (единство мира и человека во множестве проявлений этого единства); вечность жизни во вселенной в ее различных формах; эволюционизм (эволюция духовных субстанций, человека, природы, общества); когерентность человека космосу (самообновляемость, автономность в вопросах физиологического существования, бессмертие); расширение сознания человека путем объединения исторически и традиционно разделенных сфер общественного сознания; гармония человека и техники в техногенных вариантах социальных теорий; признание человеческого общества фактором и феноменом космического масштаба.
Монизм и его интерпретация в «космической философии» К.Э. Циолковского. Монизм можно считать одним из ведущих устоев космической идеологии. Можно рассматривать его различные аспекты, обнаруживать все новые и новые. Перечислим некоторые из них.
Космо-антропологический параллелизм: идея подобия человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма). В интерпретации Циолковского это подобие раскрывается в том, что человек в процессе эволюции как телесной, так и духовной составляющих становится бессмертным, самообновляемым, распространяет свою преобразовательную деятельность далеко за пределы земного шара; возлагает на себя ответственность за совершенствование других миров; принимает участие в преобразовании природы, самого себя и представителей иных космических рас к лучшему прежде всего с точки зрения нравственности.
Космо-социологический параллелизм, близкий к идее социального эволюционизма: общество должно стать единым, эволюционировать от разобщенности к единству, стать единым феноменом космического масштаба и космического значения. С распространением социальной формы жизни в космическом пространстве сам физический космос изменяет свой облик, обретает новый смысл существования. Густо населенный совершенной разумной социально организованной жизнью космос поднимается на высшую стадию своего развития. Собственно принцип космо-антропологического параллелизма раскрывается в том, что и общество, как и человек, становится бессмертным и самообновляемым подобно физическим структурам Вселенной.
Монизм как деятельностная парадигма: человек должен привести себя самого и общество в соответствие с законами вселенной, перестроить себя и общество, то есть перейти от плюрализма существования отдельных людей – социальных атомов, разрозненных социальных организмов и по видимости не имеющих связи со Вселенной – к монизму, единству всех этих составляющих.
Монизм как интегрализм в мировоззрении: поиск интеграции между исторически сложившимися формами идеологии, а также между сферами общественного сознания (философия, религия, наука, искусство), традиционно существующими параллельно или слабо связанные между собой. Вариантом является идея синтеза многочисленных ветвей естествознания.
Нравственный монизм: эта идея предполагает наличие единого объективно существующего в высших сферах бытия источника нравственности, законам которого должны соответствовать человек и общество. Нравственная идея едина для всех: для общества и каждого человека, для представителей высших космических рас, для президентов космических сообществ, для самой Причины космоса. Причина космоса в представлениях Циолковского замещает идею Бога.
Антропологическая идея. Вернемся к постулату космо-антропологического параллелизма. Человек как неотъемлемая часть вселенной должен соответствовать ей в своих основных характеристиках. Вселенная вечна во времени и бесконечна в пространстве, самообновляема. Следовательно, человек, не имеющий с момента своего возникновения подобных качеств, должен со временем обрести свойство бессмертия и возможность мобильного перемещения без пространственных ограничений. Для свободного перемещения в любых пределах послужит космический транспорт, а идею бессмертия Циолковский обосновал с помощью теории атома-духа.
Причина космоса, породившая материальную вселенную и все живое, блага по отношению к своим детям. Поэтому человек, имеющий любые негативные свойства, акосмичен, отделен от вселенских процессов, как духовных, так и физических. Он живет по своим собственным локальным законам (в том числе формализованным в законах государственности), противоречащим законам вселенной. Он не имеет знаний о смысле существования мира и о своем истинном месте в этом мире.
Сознание человека будущего изменяется кардинальным образом. Человек работает над собой в направлении искоренения страстей и отрицательных эмоций, поскольку для них нет никакого базового основания в свойствах космоса. Страсти, страдания, мрачные и темные стороны сознания человека могут и должны быть искоренены, поскольку не имеют онтологического основания в свойствах Вселенной. Она добра к своим детям, в конечном итоге организует для них вечную и совершенную жизнь. Циолковский считал, что смерть, страдания, печали есть иллюзия слабого человеческого существа, еще не постигшего истинных законов мира. Поэтому человек будущего в его учении наделен оптимизмом, радостью, милосердием к слабым, творческой активностью и трудолюбием. Его жизнь осмысленна и полна великих дел.
Учение об атоме-духе как материалистический вариант теории реинкарнации. Продолжая разговор о монизме, отметим, что его важнейшим аспектом для Циолковского является идея однородности космоса. В частности, монизм интерпретируется как наличие универсальных взаимосвязей между физическим и психическим началами, между неодушевленным и сознательным, между природным и социальным. Как вариант теории однородности выступает панпсихический атомизм (панпсихический монизм), признающий наличие единой мировой субстанции, одаренной потенциальной психической чувствительностью.
Циолковский выдвинул следующую теорию. Физический мир состоит из атомов, обладающих потенциальной психической чувствительностью, которая проявляется в зависимости от тела, в состав которого он входит (косное вещество, простейшее, растение, животное, человек, существо выше человека). Атом бессмертен, живет жизнью своего конкретного облика, путешествует из тела в тело с помощью обмена вещества в природе. Эта теория решает следующие задачи.
Первое: пребывание атома (при постоянной смене тел) в составе все более высокоразвитых разумных существ для обеспечения полноценной сознательной жизни в теле человека – так соблюдаются права атомов. Второе: обеспечение субъективного бессмертия человека, ведь после распада его тела происходит воплощение атомов в новых телах. Третье: большая часть косного вещества вселенной (звезды, планеты, другие небесные тела) должна со временем воплотиться в телах разумных жителей космоса, таким образом также соблюдаются права атомов на высшую жизнь. В результате наибольшая часть косной материи живет высокоразвитой жизнью, будучи воплощенной в совершенных человеческих существах.
Психологический портрет нового человека. Каковы же свойства нового человека, его психологический облик? Знание о собственном бессмертии (смерть есть иллюзия слабого существа) уничтожает страх смерти, наполняет человека бодростью, порождает оптимизм характера, стимулирует творческое начало. Развиваются социальные черты: взаимопомощь, милосердие, кротость, сочувствие к невежественным, агрессивным людям и индивидуалистам, которые не знают истинного мирового устройства, космической судьбы человека, не понимают настоящего счастья. Везде царит разумное начало, радость созидательного труда.
Теория бессмертия гарантирует человеку безопасность; материальное благополучие обеспечивается с помощью освоения материальных ресурсов родной планеты, Солнечной системы, галактики. Источником нравственности являются учения таких гениев нравственности, как Христос и Будда. В целом мы можем смело приписать совершенному человеку Циолковского все положительные свойства, описанные в исторически сложившихся кодексах нравственности, от заповедей Христа до морального облика строителя коммунизма.
Принципы универсального мировоззрения. Многих космистов, в том числе и Циолковского, беспокоила одномерность масс людей, которые выбирали для себя одну мировоззренческую грань (служители культа, ученые, профессиональные философы). Он полагал, что космическому универсуму должно соответствовать универсальное мировоззрение, в этом вопросе также должна быть параллель между Вселенной и человеком. Человек не должен сам себя ограничивать ни в личных воззрениях, ни профессионально. Только максимально широкий взгляд позволяет принимать новое знание и двигаться вперед по пути расширения сознания.
Даже в теории познания Циолковский объединяет в общий комплекс философию как знание о пределах бытия; науку как рациональное знание, как инструмент преобразования мира, как инструмент созидания искусственной сферы жизнедеятельности, расширяющей возможности человека; религию как иррациональное интуитивное знание о духовных сферах бытия, о духовном источнике мира. Эти три источника знания в совокупности составят ядро нового многогранного мировоззрения человека будущего. То есть каждый человек будет владеть основами философского знания (в котором ученый особо выделял этику), методикой научного рационального знания (использовать эксперимент, проверять любые знания на практике, принимать новое), основами духовного (религиозного) знания.
Не случайно в каждом разделе мы говорим о знании, а не вере. Циолковский имел в виду, что любое знание должно быть научным, то есть проверяемым, поддающимся эксперименту, логически обоснованным. Например, если человек признает наличие высшего духовного начала или центра, то должна существовать непосредственная прямая связь между человеком и этим центром – на этом стоит монистическая теория космизма. Наличие прямой связи означает осязаемый контакт, информационный обмен, помощь.
Отрицается вера, построенная на догматах и традициях, так как догматы и традиции создавали люди прежних поколений, которые не обладали полнотой знания. Отрицается множественность мировых и национальных религий и духовных практик, как несущих интегративно-дезинтегративное начало. Если в традиционных религиях содержится зерно истины, то эти зерна должны быть объединены. Это означает, что религиозное знание должно стать полным и цельным, а относительно духовного знания каждой отдельно взятой религии оно будет являться универсальным. В целом этот подход гарантирует расширение сознания, развитие толерантности, взаимопонимания, миролюбия, углубление знаний и методики познания, направленность внимания на глубокие смысложизненные вопросы. Человек как гражданин вселенной и участник вселенских процессов насыщает пространство космоса своей творческой деятельностью, радостью созидательного труда, строит ожерелья эфирных городов, свободно перемещается в любых пространственных пределах.
Теория общества. Теория общества в представлении Циолковского построена на следующих началах: прямая зависимость формальных социальных институтов и устройства государства от свойств человека; эволюционизм; космический масштаб материальной и духовной деятельности; новаторство и мобильность в основах социального строительства. Истинным гражданином вселенной является именно социальный человек.
Эволюционная теория общества заключается в выдвижении трех – четырех этапов развития: от протообщества, в котором не сформированы идеалы и душевные потребности, а также имеются все виды известных тягот и страданий, происходят локальные и мировые войны, до высшего общества космического диапазона, в котором слились или сообщаются между собой очаги космического разума. За пределы земного шара выходит объединившееся человечество, достигшее единства смысложизненных ориентаций. Циолковский ввел простой нравственный критерий в отношении перехода от протоообщества к обществу космического типа, это демократическое (или республиканское) объединение в масштабах всего земного шара. Если его не удается достигнуть, то такое общество не станет космическим, оно подлежит «переплавке» согласно суду космоса.
Если глобальное согласие достигнуто (отсутствуют войны, существует единая государственность или любой другой коллективный тип правления), такое общество со временем непременно выйдет на связь с внеземными цивилизациями и вольется в эту систему высшей социально организованной жизни.
Рассмотрим постулат о непосредственной зависимости душевного склада человека и качества социальных институтов. Совокупность характеристик человека (свойства характера, смысложизненная ориентация, поведенческий настрой, идеалы, способность к труду и творчеству, масштаб ответственности и др.) объективируется в формальных социальных институтах и общественных организациях, в государственном устройстве и стиле функционирования его частей.
Откуда берутся: бюрократия, военные организации, государственные границы; как возникают войны; почему плохо и сложно организован быт; почему транспортные средства локальны, а мир глобален; почему выработанные блага предназначаются не для всех? Ответ на эти и многие другие вопросы заключается в том, что в массовом сознании преобладают разделительные тенденции: страсть к насилию в разных масштабах, зависть, противопоставление людей по принципу «свой – чужой», стремление искусственно затруднить жизнь, доминировать над другими людьми, иметь привилегии.
Одним из главных недостатков человеческой натуры является индивидуальный или корпоративный эгоизм, порождающий разделительное отношение к миру (свой – чужой; дружественный – враждебный), то есть нравственный дуализм. Нравственный дуализм подлежит полному искоренению как основное препятствие на пути становления космического сознания.
Отсутствие одаренности порождает зависть к талантам и гениям. Тезис Циолковского заключается в том, что совокупность негативных свойств массового сознания порождает те черты формального политического, юридического, экономического устройства общества, которое называют государством. Исторически сложившиеся типы государственности позволяют обществу функционировать. Однако оно может функционировать значительно лучше, если в его основание заложить любовь к человеку, максимальную меру ответственности каждого за человечество в целом, социальное доверие, опрощение, неадекватный ответ общества на отдельные проявления насилия, милосердие к порочным людям (к порокам ученый относил невежество, насилие, лень).
Если в качестве базы социальной организации взять совокупность этих качеств человеческой души, то черты нового общества будут противоположны сложившейся в рамках планеты государственности. Утверждение подобного параллелизма представляется нам важнейшей характеристикой космистской модели общества, предложенной Циолковским.
Образ техносферы. Наконец, уникальной характеристикой космистского учения Циолковского является целостный образ техносферы, без которой ученый не мыслил организации общества огромных масштабов. Творческие инновации гениев сконструируют целостность техносферы, создавая все ее элементы, от мелких ручных приспособлений до космических технических сред. Сфера транспорта будет включать в себя подводный, воздушный, авиационный, космический и наземно-космический виды передвижения. Сначала транспортные артерии покроют весь земной шар, впоследствии космические средства не будут иметь пространственных ограничений.
Сфера энергетики будет построена на применении всех известных энергоресурсов, но основное предпочтение будет отдано солнечной энергии как даровому источнику тепла. Серию статей 1920-х гг. ученый посвятил солнечной энергетике на Земле, показав различные виды накопителей и преобразователей энергии. Строительная сфера претерпит значительные изменения, когда будет перенесена с поверхности планеты в открытое космическое пространство. Речь идет и об архитектуре невесомости, и о технике безопасности (в свободном пространстве некуда падать, невозможно попасть под обвал и пр.), и об эргономике. Сфера промышленности также будет значительным образом отличаться от организации производства на планете: источником ресурсов станут астероиды и целые планеты.
Жилищные и промышленно-строительные комплексы будут создаваться по мере необходимости. Масштабы искусственных сооружений не будут иметь ни пространственных, ни технологических ограничений. Достаточно упомянуть идею промышленно-жилищного комплекса с Солнцем в центре и радиусом в 150 миллионов километров. Радиус подобного сооружения равен среднему расстоянию от Земли до Солнца; оно должно располагаться перпендикулярно к плоскости эклиптики с целью достижения максимальной освещенности.
По мысли Циолковского, сооружения, сопоставимые по размерам с природными телами Солнечной системы или превосходящие их, потребуют меньших энергетических и трудовых затрат, чем промышленные и бытовые сооружения на Земле. Физика космического пространства (отсутствие сопротивления атмосферы при перемещении больших масс, движение по инерции, наличие высоких и низких температур, невесомость) станет одним из главных факторов зарождения техносферы космоса. В результате общество достигнет небывалого изобилия, безопасности от стихийных бедствий, а каждый человек обретет невиданную ранее свободу – свободу выбора места жительства и перемещения в космических просторах – не по необходимости, а ради страсти к путешествиям и новизне.
Картины, логично, детально и просто красиво нарисованные Циолковским, не являются всего лишь прогнозом отдаленного будущего или абстрактной моделью «правильного» мировоззрения. Совокупность постулатов, кратко рассмотренных в данной статье, представляет базу того мировоззрения, которому можно и нужно учиться сегодня. Ответы на вопросы: как устроен мир, зачем живет человек, как нам относиться друг к другу, какие свойства надо культивировать в самом себе, есть ли будущее у земного человечества – даны Циолковским. Его мысли смело можно рассматривать не в качестве историко-научного феномена прошлого, а в качестве руководства к внутреннему духовному действию. Совокупность его идей о красивом человеке, о правильно устроенном обществе обогатила ноосферу и ждет от нас продуманного и адаптированного к реалиям современного развития общества их воплощения на практике.
Библиография
1. Циолковский К.Э. Космическая философия. — М.: УРСС, 2001. — 478 с.
2. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. — Калуга: Золотая аллея, 2001. — 384 с.
3. Циолковский К.Э. Реактивные летательные аппараты. — М.: Наука, 1964. — 473 с.
4. Циолковский К.Э. Собр. соч. Т. 4. Естествознание и техника. — М.: Наука, 1964.- 459 с.
5. Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. М.: Машиностроение, 1989. — 278 с.
6. Циолковский К.Э. Гений среди людей. — М.: Мысль, 2002. — 542 с.
7. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. — М.: Луч, 2010. — 272 с.
8. Циолковский К.Э. Приключения атома. — М.: ООО Луч, 2009. — 112 с.
9. Циолковский К.Э. Путь к звездам. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 359 с.
10. Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. — М.: Наука, 1964. — 82 с.
11. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения. -Тула: Приокское книжное издательство, 1986. — 447 с.
12. Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: философия космизма. — М.: Самообразование, 2007. — 320 с.
О Циолковском написано много: книги, научные и научно-популярные статьи, эссе, воспоминания, предисловия и послесловия к изданиям трудов. Большой вклад в сохранение документального наследия, изучение жизни и научной деятельности, сбор воспоминаний о Циолковском внёс коллектив музея.
Грани жизни и деятельности
Аптекарь, спонсор Циолковского
Богатство научно-технической мысли К.Э. Циолковского
Из истории научного наследия К.Э. Циолковского
История завещания Циолковского
К изучению темы «К.Э. Циолковский и книги»
К.Э. Циолковский и эпоха 1860-х – 1870-х годов
К.Э. Циолковский и Я.И. Перельман
Как работал К. Э. Циолковский над проблемой создания дирижабля
Научные контакты К.Э. Циолковского в последние годы его жизни
Научные связи К. Э. Циолковского в Петербурге (Ленинграде)
Научные связи К.Э. Циолковского с зарубежными учеными
О научных связях К.Э. Циолковского и В.В. Рюмина
О научных связях К. Э. Циолковского с общественными и государственными организациями
О признании научного приоритета К.Э. Циолковского
«Я такой великий человек, которого еще не было, да и не будет…»