Н.А. Максимовская
Доклад на XXVII Чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 15-18 сентября 1992 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики».
Публикация: Труды XXVII Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 15-18 сентября 1992 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики». – М.: ИИЕТ РАН, 1994. – С. 56-66.
«Первая мировая выставка моделей межпланетных аппаратов и механизмов (1) открылась 24 апреля 1927 г. Она проходила в Москве в клубе Ассоциации изобретателей инвентистов (другое название – Ассоциации изобретателей изобретателям – АИИЗ), располагавшемся в доме № 68 (в настоящее время дом № 28) по Тверской улице (2, с. 207; 3, с.65-66).
Выставка создавалась в атмосфере общего оживления интереса к вопросам межпланетных полётов, характерного для 20-х годов. Её основными предпосылками, на наш взгляд, можно считать практические работы Р. Годдарта в области ракетной техники и публикацию труда К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926 г.).
Организаторами выставки были члены АИИЗ Александр Яковлевич Федоров, Георгий Андреевич Полевой, Ольга Викторовна Холопцева, Иван Степанович Беляев, Александр Сергеевич Суворов, Захар Григорьевич Пятецкий (4, с.177).
По сегодняшний день её следует рассматривать как явление уникальное, охватившее огромный круг вопросов, представленных в экспозиции доступными для её создателей средствами.
Это событие не раз находило отражение в литературе (2, с. 207 -213; 3; 4, с. 177-186; 5 -10). Однако до сих пор акцент делался на перечислении разделов выставки и её основных экспонатов и их краткой характеристике. Практически никто не ставил задачу реконструировать весь массив документальных и вещественных источников, дошедших до наших дней.
Архивные изыскания позволили установить, что этот массив складывается из нескольких собраний, хранящихся в архиве Российской Академии наук, в фондах Государственного Политехнического музея, Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (ГМИК) и, возможно, в частных коллекциях.
Цель настоящей работы – раскрыть состав и содержание собрания материалов по истории выставки, отложившихся в ГМИК.
Среди них прежде всего выделяются три подлинных экспоната выставки: скульптурный портрет Циолковского (11), макет ракеты Циолковского (12) и картина «Космическая ракета, летящая через поток метеоритов» (13).
Скульптурный портрет Циолковского представляет собой погрудное изображение высотой около 70 см. Его автор – главный оформитель выставки московский художник Иосиф Павлович Архипов. Бюст был выполнен из тонированного гипса по зарисовкам и эскизу из пластилина, сделанным с натуры во время одной из поездок Архипова в Калугу (5).
К бюсту прикреплена металлическая пластинка с выгравированным на ней текстом:
«Ушедшего от всех творческим гением на «тот свет» К.Э. Циолковского по звёздно– планетному пути Первого Почетного Капитана Ракетомобилиста Вселенной и где «тот свет» не пугало и не отечество человеческого рода (смерть и Лейбниц), а Радость и Могущество Бессмертного Гения Всего Человечества, Всей Цивилизации и Всей Вселенной.
От межпланетного отряда Ассоциации Изобретателей Инвентистов»
На выставке бюст экспонировался в разделе, посвященном Циолковскому (1, л.15-17). После закрытия выставки он был отправлен в декабре 1927 г. ученому в качестве подарка от организаторов и устроителей выставки (14. л.76). Инвентисты писали ученому: «Для нас будет большой радостью, что этот бюст будет находиться в мастерской величайшего Зодчего Вселенной, и своим отказом вы огорчили бы нас – первый Межпланетный отряд, который стремится продвинуть Вашу идею возможно быстрее в массы…..» (15). После смерти Циолковского этот единственный прижизненный скульптурный портрет учёного был передан его родственниками в Дом–музей К.Э. Циолковского.
Макет ракеты Циолковского (в продольном разрезе) был изготовлен по рисунку учёного и имел размеры 69x21x11 см. Он также демонстрировался в разделе Циолковского. В фонды музея макет передан Е.А. Полевой в 1962 г.
Картина А.Я. Федорова «Космическая ракета, летящая через поток метеоритов» размером 49х33 см выполнена методом аппликации. На ней изображен «общий вид движения ракеты в вихре космолучей» (18). Картина художественной ценности не имеет и интересна только в историческом плане. В музей поступила в 1962 г. от Холопцевой.
К источникам первостепенной важности относится альбом фотографий, запечатлевших интерьеры выставки (1), который был отправлен её организаторами Циолковскому в октябре 1927 г. (18). В ответ Циолковский писал: «…примите глубокую благодарность за альбом… Больше всего мне понравились лица учредителей» (19). После смерти Циолковского альбом был передан в 1936 г. в музей в составе других материалов из архива ученого.
Альбом содержит 45 фотографий. На первой запечатлены члены оргкомитета выставки Холопцева, Беляев, Суворов, Полевой, Пятецкий. Остальные снимки отображают выставку — целые разделы, их фрагменты или отдельные экспонаты. Большинство негативов, с которых были сделаны фотографии из альбома, 39 из 45, поступило в музей в 1962 г. (21). Вместе с ними были переданы ещё 4 негатива, дополняющие коллекцию фотоматериалов, относящихся к выставке (22).
Альбом удачно дополняется путеводителем по выставке, копия которого также отложилась в фондах музея (23). Анализ материалов альбома и путеводителя позволяет восстановить структуру и содержание выставочной экспозиции с учетом её особенностей к моменту фотографирования и получить представление о помещении, в котором она располагалась.
Вход в зал, в который вели низкие веерообразные ступени, стесанные от времени, был как будто вырублен в стене, и даже над ним были развешены экспонаты, стиснутые малым пространством помещения. Экспозиционная площадь была явно недостаточна для их свободного распределения: число одновременно демонстрировавшихся экспонатов составляло порядка двухсот.
Экспозиция была поделена на семь «отделов», наименования которых указывались на узких полосках бумаги, прикреплённых к стенам. Для размещения экспонатов были использованы все четыре стены. Левая от входа стена была отведена под «отделы» №№ 1 — 5: «Астрономический», «Авиация и воздухоплавание», «Будущие космопути – сообщение между Землей и другими планетами», «Научно–фантастический период», «Научно–реалистический период» («отдел» №7), которым была занята почти вся остальная экспозиционная площадь по периметру (1, с. 2 -31; 23, л. 29 -45).
В «Астрономическом отделе» экспонировались 17 рисунков Солнечной системы и её планет, Луны и её поверхности, солнечных протуберанцев, а также два портрета – Г. Галилея и Н. Коперника.
В раздел «Авиация и воздухоплавание» входили 19 фотографий и рисунков, изображавших, в частности, первые проекты аппаратов тяжелее воздуха, первые полёты на воздушных шарах, планерах и аэропланах, авиационные двигатели и дирижабли начала XX в. В разделе выделялись портрет Леонардо да Винчи, копии его рисунков и чертежей О. Лилиенталя, а также рисунок с изображением человека, совершающего полёт на самодельных крыльях.
Раздел «Будущие космопути – сообщение между Землёй и другими планетами» обнаруживается на снимках по надписям на полосках бумаги «Путь от Земли до Луны» и «Путь от Земли до планеты Марс». Этот раздел содержал 19 схем и рисунков. Он рассказывал о возможности преодоления земного тяготения и выхода за пределы атмосферы, о загадочных явлениях, происходящих в ней, об особенностях водородного слоя атмосферы, о возможностях полёта на Луну и устройства на ней жилищ и о том, как ракеты будут преодолевать потоки метеоритов, звёздные скопления и туманности.
«Научно–фантастический период» включал 10 экспонатов и отражал идею межпланетного полёта в представлении писателей–фантастов. Сюда вошли: портрет Ж. Верна, несколько схем и два макета космических аппаратов – Ж. Верна и Г. Уэллса.
В разделе «Научно–реалистический период», состоявшем из девяти экспонатов, преобладали материалы, связанные с проектом ракетного летательного аппарата Н.И. Кибальчича.
Раздел « Изобретательско–конструкторский период», самый большой и значительный, был насыщен макетами ракетных и космических аппаратов учёных и изобретателей разных стран. Он содержал их фотографии и иллюстративные материалы к их работам, письма и публикации. Здесь были представлены работы Ф. Цандера, Г.А. Полевого, А.Я. Федорова, Г.Ф. Крейна (СССР), Г. Оберта, М. Валье, Г. Гансвинда, В. Гомана, Р. Ладемана (Германия), Р. Годдарта (США), Р. Эсно–Пельтри (Франция), Ф. Улинского (Австрия), Э. Уэльша (Англия) и др. Примечательно, что половина экспозиции этого раздела отражала изобретательскую деятельность Федорова, одного из главных организаторов выставки, включая единственную на ней весьма громоздкую подставку, использованную для демонстрации макета аппарата его конструкции и многочисленных пояснительных материалов. Из 10–ти макетов этого раздела самыми крупными и впечатляющими были подвешенные к потолку макеты ракетных летательных аппаратов Валье и Улинского.
Макеты выставки подавляли настенную экспозицию, состоящую в основном из множества размещенных вплотную друг к другу рисунков и схем, заключенных в рамки размером около 50х30 см, и экспозицию двух длинных стендов – карнизов, прилегающих к стенам и также перенасыщенных экспонатами.
Справа от входа, в последней стене выставочного помещения, на верхней половине которой завершался «Изобретательско–конструкторский период», имелась неглубокая ниша с экспозицией, посвящённой Циолковскому («отдел» №6 – «Плано–изобретательский период», или «Теоретический период» (1, л.15-17; 23, л.36).
Несмотря на то, что ниша была небольшой, она вмещала около 50 экспонатов, плотно и хаотично развешенных на её вертикальных поверхностях и разложенных в её основании, где стоял подиум с бюстом Циолковского и тремя маленькими макетами его ракеты (общий вид, поперечный и продольный разрезы). Бюст и макеты были центральными объектами раздела на фоне прочих, большей частью, мелких экспонатов.
Среди них были схемы ракеты Циолковского и схема подъёма ракеты с Земли, фотографии учёного и его моделей оболочки дирижабля собственной конструкции (не менее 10–ти фотографий, сделанных в 1903, 1909, 1912, 1913, 1924, 1927 гг.), а также большое количество опубликованных работ Циолковского: «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926 г.), «Защита аэроната», «Гондола металлического дирижабля и органы его управления», «Причина космоса», «Кинетическая теория света», «Образование солнечных систем и споры о причине космоса» (23, л.36), «Монизм вселенной», «Простейший аэронат», «История его дирижабля», «Воздушный корабль», «Горе и гений», «Вне земли» (1, л.15 -17) и др.
Этот фрагмент экспозиции был устроен так, что походил на самостоятельную выставку, только в миниатюре. На Циолковском, судя по материалам переписки (15,26,27), инвентисты хотели сделать главный смысловой акцент. Но, несмотря на понимание значения Циолковского в деле разработки теоретических основ космонавтики, устроителям выставки не удалось выделить из всей экспозиции посвященный ему раздел – он кажется затерявшимся среди других.
В экспозицию выставки входило несколько стендов.
Самым большим был вышеупомянутый стенд «Язык АО» (1, л.5). Он содержал разъяснения относительно изобретённого инвентистами искусственного языка, который они предлагали сделать всемирным, и начинался словами: «Изучающие и говорящие на языке «АО» — это космополиты (граждане вселенной)….». Он также включал брошюры и статьи («Что за язык АО», «Что–то о языке АО», «Гносеология. Введение во всеизобретательство», «Грамматика панметодологического языка АО», «Изобрет–питание», «Invention or eurologism», бр[ошюра] К.Э. Циолковского «Общечеловеческая азбука, правописание и язык»).
Стенд «Отзывы печати о выставке и АО» (1, л. 4) состоял из большого количества материалов прессы. Приведём заглавия лишь некоторых из них: «Луна на правой стороне Тверской», «Когда мы полетим на Луну», «О всемирном языке в дискуссионном порядке», «Язык АО», «По маршруту Земля – Луна. Воздушный корабль Вальера», «Путешествие на Луну…. в 1927 году», «Катастрофа с ракетой Годдарда», «Новый проект полёта на Луну» и др. Здесь же на стенде была выставлена брошюра Циолковского «Сопротивление воздуха и скорый поезд».
На стенде «Иностранная переписка с изобретателями» (1, л.3) были размещены: пять писем Валье в АИИЗ, три из которых датированы 17.02.27 г., 17.03.27 г., 4.05.27 г.; одно письмо Оберта в АИИЗ от 14.03.27 г. с переводом на русский язык; одно письмо Годдарда в АИИЗ от 28(или 29).02.27г.; два письма Ладемана в АИИЗ, одно из которых датировано 21.02.27 г.; одно письмо – открытка Ольденбурга, отправленная в АИИЗ в марте 1927 г.; копия брошюры Гомана «О досягаемости небесных тел», два фото Гомана и одно фото Валье, уведомления и конверты.
Ещё один стенд был посвящён Валье. Там были представлены его фото и публикации (1, л.18).
Значительный исторический и познавательный интерес представляет группа письменных источников по истории выставки. Среди них наиболее ценными являются шесть почтовых открыток Циолковского организаторам выставки (19, 28-32) и воспоминания Холопцевой в [19]60-е годы. Из писем можно узнать об отношении Циолковского к выставке и представленным на ней материалам, о высылке в адрес АИИЗ некоторых опубликованных работ учёного, фотографий и других материалов и т. д. Что касается воспоминаний, они содержат информацию общего характера о выставке и её организаторах.
Также необходимо отметить наличие в фондах ГМИК афиши 1927 г. с объявлением о чтении накануне открытия выставки лекций Полевого и Федорова о межпланетных полётах (34) и печати АИИЗ, оформленной в духе инвентистов, которая ставилась на документах и письмах (35). В фондах ГМИК имеется также большое количество материалов, связанных с «Первой мировой выставкой моделей межпланетных аппаратов и механизмов», в виде копий (14, 15, 18, 23, 26, 27, 36-52).
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Фонды ГМИК располагают значительным с точки зрения количественного состава и содержания собранием письменных и вещественных источников, которые позволяют составить достаточно полное представление о «Первой мировой выставке моделей межпланетных аппаратов и механизмов».
2. Результатом исследования является впервые проведённая реконструкция всего комплекса материалов из фондов ГМИК, относящихся к данной выставке, а также её структуры и содержания.
3. Вопросы, связанные с историей «Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов и механизмов», могут быть предметом дальнейшего исследования.
Литература и источники
1. Фотоальбом с изображениями экспозиции «Первой мировой выставки (моделей) межпланетных аппаратов и механизмов», 45 фотографий // фонды ГМИК им. К.Э. Циолковского. ОФ – 76. А-I-I-46. 31 л.
2. Рынин Н.А. Ракеты и двигатели прямой реакции. Л.,1929.
3. Комаров В.М. 50 лет со времени открытия в Москве первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 33. М., 1978. С.65 -67.
4. Самойлович С.И. Гражданин Вселенной. Калуга, 1969.
5. Самойлович С.И. Пионеры космонавтики // Путь к коммунизму (Калуга). 1967. 13 июня.
6. Холопцева О., Суворов А. Первая космическая //Красная звезда. 1967. 10 февраля.
7. Зотов В.С. Первая международная космическая // Знамя (Калуга). 1977. 10 апреля.
8. Цирков Б. 40 лет первой космической //Знамя (Калуга).1967. 12 апреля.
9. Ильин В. Вошёл в историю. Космос 35 лет назад // Московская правда. 1962. 17 августа.
10. Выставка ракет на Тверской // Московская правда. 1967. 6 апреля.
11. Бюст К.Э. Циолковского работы И.П. Архипова // Фонды ГМИК. КП. И-I-3.
12. Макет ракеты К.Э. Циолковского // Фонды ГМИК. КП-287.
13. Картина А.Я. Фёдорова. Космическая ракета, летящая через поток метеоритов // Фонды ГМИК. КП-1-275. И-1-95.
14. Холопцева О.В. Письмо В.С. Зотову // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 74-77 об.
15. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 7.12.27 г.// Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 69.
16. Копия бюста К.Э. Циолковского работы И.П. Архипова // Фонды ГМИК.
17. Копия бюста К.Э. Циолковского работы Архипова И.П. // Фонды ГМИК. И-Ш-476.
18. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 7.10.27 г. //Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 66.
19. Циолковский К.Э. Почтовая открытка в АИИЗ от 12.10.27 г. Автограф // Фонды ГМИК. Ф.1 (фонд К.Э, Циолковского). Оп. 1. Ед. 40. КП-299.
20. Фотоальбом с изображениями экспозиции « Первой мировой выставки (моделей) межпланетных аппаратов и механизмов». 29 фотографий // фонды ГМИК.
21. Негативы // Фонды ГМИК. НВФН-152-179, 181-189.
22. Негативы // Фонды ГМИК. НВФН-8670, 6146, 6149, 3561.
23. Путеводитель по выставке // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 29-48.
24. Энциклопедия «Космонавтика». М., 1985.
25. Холопцева О.В. Воспоминания. Автограф // Фонды ГМИК. Ф. 1. Оп. 4. Ед. 196. 10 л.
26. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 21.01.27 г. // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп.1. Ед. 261. Л. 4-5.
27. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 5.02.27 г. // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 7-8.
28. Циолковский К.Э. Почтовая открытка в АИИЗ от 27.08.27 г. Автограф // Фонды ГМИК. Ф.1 (фонд К.Э. Циолковского). Оп. 1. Ед. 39. КП-299.
29. Циолковский К.Э. Почтовая открытка в АИИЗ от 9.03.27 г. Автограф // Фонды ГМИК. Ф.1 (фонд К.Э. Циолковского). Оп.1. Ед. 36. КП-299.
30. Циолковский К.Э. Почтовая открытка в АИИЗ от 10.03.27г. Автограф // Фонды ГМИК. Ф.1 (фонд К.Э, Циолковского). Оп. 1. Ед. 37. КП-299.
31. Циолковский К.Э. Почтовая открытка в АИИЗ от 27.04.27г. Автограф //Фонды ГМИК. Ф.1 (фонд К.Э. Циолковского). Оп. 1. Ед. 38. КП-299.
32. Циолковский К.Э. Почтовая открытка в АИИЗ. 1928 г. Автограф // Фонды ГМИК. Ф.1 (фонд К.Э. Циолковского). Оп.1. Ед. 44. КП-299.
33. Холопцева О.В. Воспоминания. Автограф // Фонды ГМИК. НВФ-11-2. №№ 981-999.
34. Афиша 1927 г., сообщавшая о лекциях Г.А. Полевого и А.Я. Федорова // Фонды ГМИК. НВФ-611.
35. Печать АИИЗ // Фонды ГМИК. Д-1-67.
36. Терской А. Язык АО // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И, Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 51.
37. Гольдберг М. Разрешите билетик на Луну // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 262. Л. 64.
38. Циолковский К.Э. Письмо в АИИЗ от 27.02.27г. // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 1об.
39. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ. 1927 г. //Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 16-17.
40. Полевой Г.А. Письмо К.Э. Циолковскому от 18.03.27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 22.
41. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 14.02.27 г.// Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 13.
42. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 24.04.27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 25.
43. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 25.02.27.г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 430. Л. 68.
44. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 7.03.27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 20.
45. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 19.04.27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 25.
46. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 24.08.27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4. (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 61.
47. Письмо К.Э. Циолковскому от членов АИИЗ от 18.12..27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 70.
48. Ладеман Р. Письмо в АИИЗ от 21.02.27 г. // Фонды ГМИК. Фонд 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. 1. Ед. 261. Л. 14-15.
49. Гоман В. Письмо в АИИЗ . 1927 г. // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. I. Ед. 261. Л.10.
50. Валье М. Письмо в АИИЗ. Февраль 1927 г. // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. I. Ед. 261. Л.11-12.
51. Валье М. Письмо в АИИЗ. Март 1927 г. // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. I. Ед. 261. Л.19.
52. Самойлович С.И. К.Э. Циолковский и А.Я. Фёдоров. Материалы доклада // Фонды ГМИК. Ф. 4 (фонд С.И. Самойловича). Оп. I. Ед. 323. 57 л.
О Циолковском написано много: книги, научные и научно-популярные статьи, эссе, воспоминания, предисловия и послесловия к изданиям трудов. Большой вклад в сохранение документального наследия, изучение жизни и научной деятельности, сбор воспоминаний о Циолковском внёс коллектив музея.
Грани жизни и деятельности
Аптекарь, спонсор Циолковского
Богатство научно-технической мысли К.Э. Циолковского
Из истории научного наследия К.Э. Циолковского
История завещания Циолковского
К изучению темы «К.Э. Циолковский и книги»
К.Э. Циолковский и эпоха 1860-х – 1870-х годов
К.Э. Циолковский и Я.И. Перельман
Как работал К. Э. Циолковский над проблемой создания дирижабля
Научные контакты К.Э. Циолковского в последние годы его жизни
Научные связи К. Э. Циолковского в Петербурге (Ленинграде)
Научные связи К.Э. Циолковского с зарубежными учеными
О научных связях К.Э. Циолковского и В.В. Рюмина
О научных связях К. Э. Циолковского с общественными и государственными организациями
О признании научного приоритета К.Э. Циолковского
«Я такой великий человек, которого еще не было, да и не будет…»