Этот первый шаг на пути освоения открытого космического пространства был сделан 50 лет назад: 18 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля. Пять раз он удалялся от корабля «Восход-2» на длину фала (5,35 м) и возвращался обратно. Общее время пребывания вне корабля составило 12 минут 09 секунд.

Leonov

О возможности выхода человека в открытый космос мечтал еще К.Э. Циолковский и даже разрабатывал пути решения этой сложнейшей задачи.

К выходу в открытое безвоздушное пространство готовились и в СССР, и в США, но первым осуществить эту беспрецедентную по тем временам задачу удалось советским ученым.

Сначала предполагали осуществить эксперимент с выходом в открытый космос животного. Но от этого шага решили отказаться, так как такой эксперимент не дал бы ответа на главный вопрос: сможет ли человек ориентироваться и двигаться в столь необычной обстановке — ведь животное не предупредишь о том, что его ждет, и оно не расскажет потом о своих впечатлениях и ощущениях.

Проектная группа конструкторского бюро получила задание — разработать технические средства, обеспечивающие выход человека из космического корабля «Восход». В результате проработки различных технических решений предпочтение было отдано варианту со шлюзовой камерой (это предложение было сделано еще К.Э. Циолковским), которая представляет собой небольшое изолированное со всех сторон пространство, где временно находится одетый в скафандр космонавт, пока постепенно выпускается весь окружающий его воздух, после чего открывается люк наружу. Возвращение в корабль происходит в обратном порядке.

Для выживания в условиях вакуума нужна была специальная одежда, за ее разработку взялось НПО «Звезда». И если в первые полеты космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, весящих всего 20 кг, с автономным обеспечением кислородом на случай какой-нибудь аварии и так называемой положительной плавучестью — на случай, если вместо приземления произойдет приводнение, то для выхода в космос и активной работы там были нужны принципиально другие «костюмы», с более мощной системой жизнеобеспечения, терморегуляции и защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр «Беркут», в котором был осуществлен первый выход в космос, существенно отличался от того, в котором летали на «Востоках», и весил почти 100 кг.

К подготовке к полету приступили два экипажа космонавтов: Алексей Леонов с Павлом Беляевым и их дублеры — Виктор Горбатко и Евгений Хрунов.

Того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. «Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки», — говорил Королев космонавтам. В крайнем случае экипажу разрешалось «ограничиться лишь открытием люка и … выставлением за борт руки».

18 марта 1965 года «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. И вот, оставалось сделать последний шаг…

Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температyра, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры, потом на Земле был смонтирован фильм о первом выходе землянина в открытый космос.

Когда поступила команда возвращаться в кабину, сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он делал попытку за попыткой — все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов Леонов, вопреки инструкции, сбросил давление в скафандре и решил «вплыть» в шлюз лицом вперед, а не ногами, и, к счастью, ему это удалось… «Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами», — вспоминает Алексей Леонов. – «Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, — начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 — 12°С). А давление растет… Семь часов в таком состоянии… Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».

Посадка также не прошла гладко. Космонавты приземлились далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми. И только на следующий день их смогли доставить на Байконур.

Оценку значения совершенного Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым дал Главный конструктор С.П. Королев: «… значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля… он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладывании новых путей в космосе»…

За 50 лет истории выходов и работы в открытом космосе круг задач, решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций, значительно увеличился. Постоянно проводится модернизация скафандров. В настоящее время модифицированный вариант космического скафандра «Орлан» обеспечивает работу космонавтов на МКС при осуществлении ими внекорабельной деятельности. Возросла продолжительность пребывания человека в открытом космосе от 12 минут (А. Леонов, 18 марта 1965 года) до 8 часов 53 мин (рекорд установила С. Хелмс 11 марта 2001 года).

Но сегодня мы вспоминаем именно первый шаг в открытое космическое пространство, и чествуем человека, его осуществившего, Алексея Архиповича Леонова.

Для справки: почти все достижения, связанные с выходом в безвоздушное пространство, принадлежат нашим космонавтам. Причем как среди мужчин, так и среди женщин.

Мировой рекорд по общему количеству выходов в открытый космос (16) принадлежит Анатолию Соловьеву. Он же является рекордсменом по общему количеству времени, проведенному вне корабля – 82 часа 22 минуты.

Первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, стал Эдвард Уайт, выполнивший выход во время полёта на корабле «Джемини IV» 3 июня 1965 года. Поскольку корабли серии «Джемини» не имели шлюзовой камеры, для выхода экипажу пришлось полностью разгерметизировать кабину корабля.

Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».

Брюс Мак Кэндлесс в феврале 1984 года первым рискнул выйти из космического корабля без страховочного фала.

В подготовке материала использовалась статья Александра Коршунова.