О.Н. Зимнухова

Кинематограф нагляднее и ближе к природе.
Это высшая ступень художественности, в особенности, когда перейдут к звуковому кино.

К.Э. Циолковский

Ю.Э. Кольцов в гриме К.Э. Циолковского. Фотопробы для художественного фильма «Человек с планеты Земля».   РГАЛИ.

Ю.Э. Кольцов в гриме К.Э. Циолковского. Фотопробы для художественного фильма «Человек с планеты Земля». РГАЛИ.

Чем ярче судьба исторической личности, тем привлекательнее её образ как для зрителя, так и для создателей кино.

О Константине Эдуардовиче Циолковском, прожившем в Калуге сорок три года, создано пять художественных кинолент. Две из них — «Человек с планеты Земля» (1959 г.) и вышедший через 20 лет «Взлёт» (1979 г.) — историко-биографического жанра. В фильмах «Дорога к звёздам» (1957 г.), «Укрощение огня» (1972 г.), «Королёв» (2007 г.) образ Циолковского показан в эпизодах. Все фильмы снимались в Калуге и Калужской области, и многие калужане внесли свою лепту в их создание.

Деятелей кино всегда привлекал образ К.Э. Циолковского. Первые попытки создания научно-популярного фильма о К.Э. Циолковском предпринимались еще в 1939 г. к 5-летней годовщине со дня смерти ученого. Тогда уже Н.А. Каринцевым был написан сценарий под названием «В просторах Вселенной», назначен режиссёр Турчанинов и приглашены ученые – консультанты. «Картину включили в тематический план Главного управления научных и учебно-технических фильмов на 1940 г.» [1, л. 4], но по ряду причин фильм «был перенесен в тематический план кинокартины 1941 г» [1, л. 1] Начавшаяся Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. отодвинула планы кинематографистов на 18 лет до 1957 г.

За это время видный советский кинодраматург Г.Э. Гребнер предпринимал попытку написать сценарий о Циолковском и подавал заявку на студию. В его тетради творческих замыслов имеется запись: «Я совершенно согласен с Довженко в основном. Действительно, нет никакого резона ставить о Циолковском «биографический» фильм…Если встать на этот путь, то в результате получится еще один бытовой фильм о талантливом русском изобретателе, едва не погибшем …в страшном черством городе Калуге, как пишет Гоголь…».[3]

А.П. Довженко в 1954-1956 гг. делал заявку на сценарий фильма «В глубины космоса», в котором, опираясь на достижения научной мысли, он размышляет о судьбах человечества и Вселенной, пытался заглянуть в будущее, представить себе еще не исследованное наукой. Личность К.Э. Циолковского в этом фильме должна была занять достойное место.[4]

Рабочий момент съемок фильма «Укрощение огня». Слева - народный артист СССР И.М. Смоктуновский в роли К.Э. Циолковского, в центре - народный артист СССР К.Ю. Лавров в роли Башкирцева, на переднем плане справа - кинооператор. Сняты на веранде Дома - музея, служившей К.Э. Циолковскому мастерской. Калуга, февраль 1972 г. ГМИК.

Рабочий момент съемок фильма «Укрощение огня». Слева — народный артист СССР И.М. Смоктуновский в роли К.Э. Циолковского, в центре — народный артист СССР К.Ю. Лавров в роли Башкирцева, на переднем плане справа — кинооператор. Сняты на веранде Дома — музея, служившей К.Э. Циолковскому мастерской. Калуга, февраль 1972 г. ГМИК.

Биограф К.Э. Циолковского Б. Н. Воробьев тоже хотел попробовать себя в роли сценариста. Сохранилось его заявление на имя директора Московской киностудии научно-популярных фильмов с предложением: «…составить сценарий научного документального биографического фильма «Циолковский», в котором была бы отражена жизнь, творческая научная деятельность и достижения этого выдающегося русского ученого. В основу сценария, — писал он, — мною будут положены: Материалы Архива К.Э. Циолковского в АН СССР. Лично мои воспоминания о нем – я был знаком с ним с 1911 г. Многолетняя переписка моя с ним и его семьей. Материалы Дома Музея Циолковского в Калуге. Написанная мной его биография, удостоенная в 1939 г. первой Правительственной премии». [5] Сохранились наброски сценария, в которых затронуто детство ученого: «Рязань. Сестра Ц[иолковского] Мария беседует с кузиной о своем брате Косте – чем занимается, почему он застенчив. Девушки сидят у рояля. Кузина хорошо играет, на звуки музыки выходит Костя, садится, слушает. Затем общий разговор. Выясняется, что Костя заканчивает устройство какой-то модели в саду у беседки… Боровск. Школа. Товарищи. Учителя Занятия…» [6, л. 9-10].

По тем или иным причинам все эти замыслы реального воплощения в жизнь они не получили.

Только в 1957 г., в канун 100-летия со дня рождения К.Э. Циолковского, на экраны страны вышел первый цветной художественный научно-популярный фильм «Дорога к звёздам» киностудии «Леннаучфильм» (режиссер-постановщик фильма П.В. Клушанцев, операторы А.В. Лаврентьев и М.А. Гальпер, авторы сценария Б.В. Ляпунов и В.И. Соловьев). Съёмки производились в 1956 г. до запуска Первого искусственного спутника Земли.

В фильме «Дорога к звёздам» сошлись творческие интересы режиссера П.В. Клушанцева и московского инженера-авиаконструктора и писателя Б.В. Ляпунова. Ещё в юности Ляпунов увлёкся идеями Циолковского. Он являлся его корреспондентом и при написании сценария, безусловно, отталкивался от работ, полученных им от автора. Свои впечатления от знакомства с ними он выразил в письме ученому от 26 февраля 1933г.: «Ваши брошюры получил, за которые очень Вам благодарен. С удовольствием прочитал их. По поводу Вашего (в «Исследовании мировых пространств реактивными приборами») плана работы космических достижений сейчас у меня возник вопрос: как будет протекать заселение мирового пространства вокруг Земли и жизнь в этих колониях? Как будет использоваться солнечная энергия? Сильное впечатление произвел на меня Ваш «Монизм Вселенной». [7] Среди полученных им брошюр, помимо указанных выше — «Космические ракетные поезда» (1929), «Космическая ракета. Опытная подготовка» (1927) и др. Б.В. Ляпунов — автор ряда статей и книг, посвященных К.Э. Циолковскому, развитию ракетной техники и космонавтики. По словам режиссера П.В. Клушанцева, он владел огромным материалом о самых немыслимых и фантастических проектах проникновения человека в космос.

Предваряя научно-популярный и художественно-фантастический фильм «документальным» прологом, авторы Б. Ляпунов, В. Соловьев, режиссер-постановщик П. Клушанцев начинают его из Калуги — старта всех звездных дорог.

Идут земные сцены, показывающие жизнь учителя калужской гимназии Константина Эдуардовича. Зарождение идей, развитие мысли Циолковского. Благодаря удачным режиссерским решениям они образны, действенны и зримы. Создатели фильма нашли способы при меньшей затрате слов, «кинематографически», с большой выразительностью показать мечту жизни Циолковского — создание космической ракеты.

Рабочий момент съемок художественного фильма «Взлёт». ГМИК.

Рабочий момент съемок художественного фильма «Взлёт». ГМИК.

Во второй части зрителя знакомят с этапами развития ракетной техники; в третьей же — авторы фильма пытаются заглянуть в будущее, показывая снятый в форме игрового кино первый в мире полёт человека в космос (за 4 года до полёта Ю. А. Гагарина), выход человека в открытое космическое пространство (за 9 лет до выхода А.А. Леонова), высадку человека на Луну (за 12 лет до полёта Аполлона-11) и строительство орбитальной станции (за 14 лет до станции «Салют-1»).

Съёмки первой части фильма «Дорога к звёздам» проводились в тех местах Калуги, которые были связаны с деятельностью Циолковского: это Присутственные места, Гостиные Ряды, Березуевский овраг, Свято-Георгиевский собор, живописный вид на город с правого берега Оки., улицы Пушкина и Баумана, бывший Загородный сад (ныне парк К.Э. Циолковского) и др. Воссоздать старую Калугу начала двадцатого века оказалось не так-то просто. Отыскать подходящие места для съемок съемочной группе помогали калужские старожилы и краеведы. Как о курьезе рассказывала режиссер Л.И. Преснякова о том, что «в городе, где раньше процветали извозчики, теперь с огромным трудом удалось найти пролетку».[8] К съемкам было привлечено множество калужан. В «эпизодах снимались члены молодежной театральной студии Дома работников просвещения, участники драмколлектива Управления Московско-Киевской железной дороги и др. Роли ребят, учеников Циолковского, в этой картине исполняли калужские школьники, ученики 9-й железнодорожной школы» [9].

В фильме «Дорога к звездам» перед зрителями впервые в истории художественного кино предстал образ К.Э. Циолковского в исполнении Заслуженного артиста РСФСР, актера Ленинградского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина Г.И. Соловьева. О своей работе над ролью Г.И. Соловьёв вспоминал: «Понять, ощутить внутренний духовный мир Циолковского–человека мне очень помогли встречи с калужанами – учениками Константина Эдуардовича, с его родными, близкими, знакомыми. Большую помощь мне оказали директор Дома-музея К.Э. Циолковского В.П. Акимов, О.Н. Благовещенская и другие подходившие на улицах, в перерывах между съемками, пожилые люди, делившиеся со мной воспоминаниями о Константине Эдуардовиче. Общение с этими людьми помогло мне ближе почувствовать и глубже вжиться в создаваемый образ. Для использования в картине из Дома-музея был взят зонтик Константина Эдуардовича и, зная, что это его личная вещь, мне легче было работать над ролью» [10, л. 8].

Фильм «Дорога к звёздам научно-популярный и, естественно, об обстоятельствах судьбы Циолковского сказано робко. Главное внимание авторов сосредоточено на его научных открытиях, которые сам герой фильма наглядно и разъясняет. Б.Н. Воробьёв отмечал: «Показ Циолковского в сценарии Ляпунова и Соловьёва имеет лишь служебное значение: авторы сценария его (якобы) словами поясняют зрителям элементы ракетной теории, техники и физики. Он вступает в игру исключительно в роли комментатора. Все его высказывания по ракетной теории и техники – популяризация межпланетных сообщений» [11, л. 8]. Были и более жёсткие отзывы. В.В. Ассонов в письме Н.С. Хрущёву от 29 апреля 1958 г., перечисляя книги, пьесы и кинокартины, искажающие образ К.Э. Циолковского, указал и «Дорогу к звёздам». В фильме, пишет он, придуман быт, придуманы события, отношения, придуманы лица, положения, которых никогда не было. «Политическая сторона жизни Циолковского в указанной картине Соловьёва и Ежова не соответствует жизни – Циолковский представлен как хорошо живущий, богатый обеспеченный учитель времени царской России, тогда, как известно из его автобиографий и др. источников, он был многосемейным, голодным, бедным, не был признан учёной кастой профессоров. …Придуманный образ Циолковского пущен в оборот для широких масс трудящихся и бесцеремонная эксплуатация его имени любителями длинного рубля принимает угрожающий характер»[12, л. 8].

Однако зрителями экранный образ К.Э. Циолковского был воспринят очень тепло. Пресса писала: «Заслуженный артист РСФСР Г. Соловьёв любовно и выразительно осветил основные черты характера Циолковского – скромность, целеустремлённость, самоотверженность, бескорыстие»[13].

В Калуге 25 декабря 1957 г. областным управлением культуры и дирекцией кинотеатра «Ударник» был организован «общественный просмотр кинофильма «Дорога к звездам» с участием режиссера Пресняковой, оператора Гальпера и директора кинокартины Штейнберга»[14]. Премьера состоялась в Красном уголке управления Московско-Киевской железной дороги. С 26 декабря кинофильм «Дорога к звездам» демонстрировался во всех кинотеатрах и рабочих клубах областного центра.

На съемках фильма «Человек с планеты Земля». Сцена массового гуляния на реке. Калуга, 1958 г. ГМИК.

На съемках фильма «Человек с планеты Земля». Сцена массового гуляния на реке. Калуга, 1958 г. ГМИК.

Фильм «Дорога к звездам» завоевал всеобщее признание, получил многочисленные премии, был отпечатан в огромном тираже (1500 экз.) и обошел все континенты мира. Американский кинорежиссер Роберт Скотак говорил: «В 1968 г. «Дорога к звездам» была на голову выше тех фильмов, которые выпускались в США. Работа по производству спецэффектов была превосходная и произвела на меня такое впечатление, что я не мог забыть её многие годы»[15]. По мнению действительного члена (академика) Российской Академии космонавтики Я.И. Колтунова, «Дорога к звездам» способствовала «притоку талантливой молодёжи в ракетно-космическую технику» [16].

С началом освоения космоса возрос интерес к личности К.Э. Циолковского. Перед художественным кинематографом встала задача — создать художественную кинобиографию учёного. Снять историко-биографический фильм об учёном было не просто, да и сам Константин Эдуардович признавался: «Моя биография поневоле состоит из мелочей жизни и работ. Последние все поглотили, остальное — пустячки, всем обычные. Кроме того, в силу ограниченности житейских впечатлений, моя биография не может быть такой же красочной, как у людей нормальных, без физических недостатков…» [17]

Биография является сложным, можно сказать, пограничным жанром в историческом кино. До каких бы мельчайших подробностей ни была известна жизнь какого-либо деятеля прошлого, все равно художник, берущийся за его жизнеописание, стремится как-то по-новому увидеть весь известный материал и воспользоваться правом на домысел — не для того, чтобы специально придумывать новые факты (хотя и это возможно), но чтобы создать целостный художественный образ. Как правило, это право на домысел используется для понимания психологии героя, выявления мотивов его действий, поступков и т.д. В таком случае творческое воображение и создает тот зазор, который отделяет художественную биографию от «личного дела».

По просьбе академика А.А. Благонравова консультантом, «который мог бы оказывать автору, а затем и режиссеру помощь в создании фильма и в правильном освещении роли великого русского ученого К.Э. Циолковского»[18, л. 2] был привлечен Б.Н. Воробьев, а консультантом в технической части – доктор физико-математических наук, профессор А.А. Космодемьянский.

Киностудия им. М. Горького заказала два сценария о К.Э. Циолковском. Один из них — «Капитан межпланетных кораблей» [«Путь к звездам»] был представлен писателем Б.А. Дьяковым. Б.Н. Воробьев, ознакомившись с представленным ему киносценарием Б.А. Дьякова, свою оценку его выразил в письме академику Благонравову: «Несмотря на значительные опубликованные материалы, в том числе и биографические статьи (хорошо известные советской аудитории), автор сценария очень мало считается с действительной хронологической последовательностью событий и эпизодов в жизни Циолковского и еще меньше с тем, как они в действительности протекали. Он отводит очень много места эпизодам, которые никогда не имели места в жизни Циолковского и по характеру своему не соответствуют укладу его жизни»[19, л.12]. Таким образом, Московской киностудии художественных фильмов им. М. Горького сценарий Б.А. Дьякова был возвращен, а в сопроводительном письме Академии Наук СССР от лица А.А. Благонравова сообщалось: «…В связи с предстоящим в сентябре 1957 г. столетием со дня рождения К.Э. Циолковского мы считаем необходимым выпуск в свет научно-документального биографического фильма, посвященного жизни и деятельности этого выдающегося ученого. Выпуск этого фильма считаем первоочередным, если Вы получите качественный, на достаточно высоком научном уровне сценарий, написанный автором, имеющим опыт в этом жанре…»[20, л.12]

Художественный фильм «Дорога к звездам».  Г.И. Соловьев в роли К.Э. Циолковского возле церкви Георгия за верхом. Калуга, сентябрь 1957 г. ГМИК.

Художественный фильм «Дорога к звездам».
Г.И. Соловьев в роли К.Э. Циолковского возле церкви Георгия за верхом. Калуга, сентябрь 1957 г. ГМИК.

Второй сценарий был представлен молодыми сценаристами В.И. Соловьевым и В.И Ежовым. В их творческой заявке на студию говорилось: «В фильме будет показан калужский период «патриарха звездоплаванья» Константина Эдуардовича Циолковского. Главное внимание будет уделено трудам Циолковского, связанным с разработкой теории реактивного движения. Раскрыт сложный и противоречивый характер Циолковского. Освещена деятельность Циолковского в области воздухоплавания, авиации и аэродинамики. Третирование Циолковского со стороны 7-го отдела Императорского технического общества и вообще казенного чиновничества и буржуазной интеллигенции, что только приход Советской власти спас Циолковского ученого от смерти. Фильм будет кончаться завещанием знаменитого деятеля космонавтики всех своих трудов «партии большевиков и Советской власти, подлинным руководителям прогресса человеческой культуры»[21]. Созданный ими сценарий тоже был отослан Б.Н. Воробьеву. Прочитав его, он пишет А.А. Благонравову: «Глубокоуважаемый Анатолий Аркадьевич. В Московской киностудии имени Горького предстоит обсуждение сценария полнометражного фильма, посвященного К.Э. Циолковскому. Направляю Вам детальное изложение его содержания. Вы можете видеть, он недалеко ушел от известного Вам фильма Дьякова. Авторы тт. Ежов и Соловьев не решились даже назвать имени Циолковского, подали его под вымышленной фамилией — Старцев. Он изображен на фоне дореволюционного калужского быта с включением в него извращений, трюков (для придания «интересности») и нелепых вымыслов, как у Дьякова»[22, л. 11]. Вероятно, Борис Никитич не увидел у фильма никаких перспектив и отказался его консультировать.

Однако после обсуждения на Художественном Совете Киностудия им. М. Горького все же остановила свой выбор на сценарии Соловьева и Ежова «Человек с планеты Земля» «как творчески более удавшемся»[23, л. 54] и запустила его в производство. Режиссером был назначен Б.А. Бунеев, на роль Циолковского утвержден актер МХАТа Ю.Э. Кольцов (Георгий Розенштраух).

И все-таки трудности только начинались. Опубликованный в третьем номере журнала «Искусство кино» 1958 г. сценарий фильма «Человек с планеты Земля» подвергся резкой критике со стороны калужской общественности и лиц, близко знавших Циолковского. Авторам предъявлялись претензии в «искажении образа Циолковского», нарушениях исторической последовательности, «водевильности» образов калужских обывателей и т. д. Полные негодования письма последовали в разные, в т. ч. и правительственные инстанции.

Одним из первых, кто немедленно отреагировал на недоработки сценария, был В.В. Ассонов — геолог, археолог, краевед, сын В.И. Ассонова, друга К.Э. Циолковского, неутомимый борец за чистоту образа К.Э. Циолковского в литературе, публицистике, киноискусстве.

Им были написаны письма:

— Секретарю ЦК КПСС и Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву с предложением «…при Постоянной Междуведомственной Комиссии по межпланетным сообщениям Академии Наук СССР образовать группу по просмотру литературных и киносценарных произведений с правом изъятия и запрета опубликованных мест, искажающих жизнь и творчество учёного»[24, л. 15]. Копия была направлена Президенту Академии Наук А.Н. Несмеянову.

— Министру Культуры СССР Н.А. Михайлову: «…По-видимому, система утверждения к производству сценариев т. н. «Художественным Советом» порочна в основном и допускает безответственное творчество съемщиков-сценаристов…»[25, л. 53].

— Директору киностудии им. М. Горького Г.И. Бритикову: «…Я более чем кто-либо другой приветствовал бы хороший умный фильм о человеке, с которым много лет был связан дружескими отношениями и не только я, но семья наша и мой отец, понимающий и всемерно поддерживающий Циолковского. Надо понять сущность творчества Циолковского и величие его идей, его духовный облик…» [26, л. 65].

 Артист Г.И. Соловьев (первый исполнитель роли К.Э. Циолковского) с членами съемочной группы фильма «Дорога к звездам». На заднем плане - церковь Покрова на рву. Калуга, сентябрь 1957 г. ГМИК.

Артист Г.И. Соловьев (первый исполнитель роли К.Э. Циолковского) с членами съемочной группы фильма «Дорога к звездам». На заднем плане — церковь Покрова на рву. Калуга, сентябрь 1957 г. ГМИК.

Письма с критикой в адрес фильма получили: директор МХАТа А.В. Солодовников, главный редактор газеты «Литература и жизнь» В.В. Полторацкий, главный редактор газеты «Знамя» А.П. Бекасов.

Член секции астронавтики при ДОСААФ СССР В. Чухров, обращаясь к директору МХАТа им. Горького, заявляет: «…Понятно желание артиста Ю. Кольцова создать впервые в истории художественной кинематографии образ гениального русского учёного К.Э. Циолковского, о котором сейчас говорит весь мир», но совершенно не понятно, как он мог сказать своё «да» после ознакомления с предложенным ему сценарием?» Он высказывает предположение: «…вероятно, ради денег…»[27, л. 58]

В одном из своих писем В. Чухров пишет следующее: «Лет восемь назад студент ВГИКА В. Соловьев написал дипломную работу-сценарий о Циолковском. Уже тогда один из специалистов по биографии Циолковского сказал Соловьеву, что его сценарий грешит против жизненной правды. Впоследствии Соловьев написал еще несколько вариантов этого сценария. У него появился соавтор Ежов, который, как говорят, был приглашен для того, чтобы внести в сценарий необходимый для создания занимательного фильма «оживляж». Злободневность темы «Циолковский» склонили студию к включению этого сценария в свой производственный план. Это недоброкачественное произведение помогали и помогают продвигать в свет люди, не знающие ни биографии Циолковского, ни его трудов и обращающие больше внимание не на существо дела, а на технику исполнения сценария»[28, л. 61].

Весной 1958 г., когда съемки фильма шли в Калуге полным ходом, а возмущение общественности не утихало, было принято решение провести открытое обсуждение киносценария. Оно состоялось 29 мая в Доме партийного просвещения. С одной стороны на нем присутствовали представители прессы, творческой интеллигенции города, те, кто лично знал Циолковского, его родные, близкие (В.П. Акимов, директор Дома-Музея К.Э. Циолковского, Б.А. Монастырёв, руководитель радиовещания Калуги, М.В. Костина — Самбурова, внучка, К.Э. Циолковского; Н.М. Маслов, автор книги «Памятные места, связанные с именем К.Э. Циолковского»; О.Н. Мятковский, И.П. Николаев, С.И. Самойлович и другие), с другой — создатели фильма режиссер Б. А. Бунеев, автор сценария В. И. Соловьев, художник Б. Д. Дуленков.

Рабочий момент съемок фильма «Укрощение огня». Слева - народный артист СССР И. М. Смоктуновский в роли К.Э. Циолковского, справа - народный артист СССР К. Ю. Лавров в роли А. Башкирцева. Калуга, февраль 1972 г. Мосфильм.

Рабочий момент съемок фильма «Укрощение огня». Слева — народный артист СССР И. М. Смоктуновский в роли К.Э. Циолковского, справа — народный артист СССР К. Ю. Лавров в роли А. Башкирцева. Калуга, февраль 1972 г. Мосфильм.

Калужане стремились выразить свое мнение о сценарии, который, как они считали, нарушал основное требование, предъявляемое к любому, в том числе и к художественному, произведению: это требование исторической правдивости, взыскательного отношения к достоверности материала, серьезной работы над источниками. Представители общественности утверждали: «Заставляя Циолковского плясать на улице «танец марсиан», прыгать в классе перед учащимися, вертеться с ведром воды в доме вице-губернатора, они (авторы) превратили его в какого-то паяца, в шута, в клоуна! …Современный Циолковскому научный мир представлен в упоминании только одного имени Менделеева, да и то авторы ухитрились заставить Циолковского писать Менделееву то письмо, которое он на самом деле писал…Столетову» [29, л. 95], «Опыты о влиянии перегрузки на организм животного Циолковский проводил не в Калуге, а полутора десятилетиями ранее в Рязани. …Сын учёного Игнат погиб в 1902 г., а по сценарию это случилось ещё до опубликования книги Циолковского «Грёзы о Земле и Небе», т. е. до 1895 года. В ходе дискуссии выступающие отмечали, что в сценарии все даты перепутаны и смещены. «Хронологическая абракадабра…»[30, л. 60]. Биограф Циолковского С.И. Самойлович зачитал письмо жены друга Циолковского Л.Г. Каннинг: «Моему возмущению нет конца. Рада, что инженер Б.Н. Воробьёв трезво взглянул на это и запротестовал вовремя. Надеюсь, что истина восторжествует! Откуда, откуда столько дикого вымысла! Этот ужасный журнал надо изъять. Это такой позор! Дальше идти некуда!» [31, л. 23]. Н. М. Маслов, автор книги «Памятные места, связанные с именем К.Э. Циолковского», подытожил: «Не было предварительного глубокого изучения материала и характера эпохи. Создана «кабинетная история» на основе голого формализма. Показан город Глупов, пьяные купцы, глупые чиновники, нищие бродяги. Дана вымышленная биография Циолковского». В ответ на столь жёсткую критику автор сценария В.И. Соловьёв в своём выступлении отметил целый ряд трудностей: «Как показать одиночество Циолковского в среде чуждых ему людей? Кого показать из знакомых? Всех показать невозможно. Выход из положения – ввести условные персонажи. А в заключение подчеркнул, что, «несмотря на критику, он как автор имеет свою концепцию и будет её держаться»[32 л. 21-24].
Можно предположить, что недовольство калужан объяснялось тем, что многие лично знали Циолковского, а очевидцам угодить, как известно, достаточно трудно, к тому же, в кино и литературе трудно определить те границы, до которых может распространиться авторское воображение и фантазия, когда дело касается конкретных исторических лиц и событий.

Но, как известно, истина любит критику, от нее она только выигрывает. Так получилось и в работе над фильмом «Человек с планеты Земля». Из письма директора киностудии им. М. Горького Г.И. Бритикова Б.Н. Воробьёву от 6 июня 1958 г.: «Не меняя конструкции сценария, авторы проводят тщательную правку эпизодов, касающихся облика учёного и его семейного быта. Эпизод «открытия ракеты» как «средства заатмосферных полётов» усиливается и станет драматургической кульминацией сценария»[33, л. 25]. В результате существенной переработки сценария (6–7 вариантов) был создан окончательный вариант, в котором Циолковский выступает под своей фамилией, имена жены и детей не изменены.

Режиссер Б. А. Бунеев вспоминал: «Создавать картину было, скажем откровенно, нелегко. Но все мы работали с огромным увлечением и энтузиазмом, стремились сделать фильм увлекательным, интересным. Большую помощь нам оказали директор музея Циолковского В. Акимов, дочь ученого Мария Константиновна, руководитель местного радиовещания Б. Монастырев и другие калужане. Они сообщили много интересных подробностей из жизни Константина Эдуардовича, рассказали о той обстановке, в которой он сделал свое гениальное открытие. После ряда задушевных встреч и бесед нам пришлось кое-что изменить в сценарии. На период съемок мы как бы перенеслись на сто лет назад, во времена Циолковского. Ведь многие эпизоды снимались на той веранде, где он творил, мы пользовались его вещами, нас окружали люди, которые были его современниками.

Мы очень горды тем, что наш фильм вышел на экраны страны в дни новых запусков советских космических ракет. Ведь об этом мечтал тот, которому посвятили мы свою работу «Человек с планеты Земля»[34].

Фильм был создан. Предстояло узнать, как примут его зрители, самыми взыскательными из которых, конечно, являлись калужане. Им и предстояло стать первыми в стране зрителями этого кинофильма.

Художественный фильм «Взлёт».  Е. А. Евтушенко в роли К.Э. Циолковского. Мосфильм.

Художественный фильм «Взлёт».
Е. А. Евтушенко в роли К.Э. Циолковского. Мосфильм.

Общественные просмотры художественного фильма «Человек с планеты Земля» прошли 12 – 13 января 1959 г. в Калуге, в кинотеатре «Центральный». После демонстрации картины состоялись встречи с творческим коллективом. В областной газете «Знамя» можно было прочесть: «Надо сказать, что во многом надежды первых зрителей – земляков К.Э. Циолковского – оправдались. В кинокартине создан замечательный образ гениального ученого, подвижника и, вместе с тем, очень скромного, иногда по-детски беспомощного человека, но сильного духом, страстного в борьбе за свои идеалы. Всё лучшее в картине связано с этим образом. Без преувеличения можно сказать, что исполнение роли К.Э. Циолковского артистом МХАТа Юрием Эрнестовичем Кольцовым – видное событие в жизни нашей кинематографии [35].

В 1959 г. на Всесоюзном кинофестивале в Киеве актеру Ю.Э. Кольцову за роль Циолковского была присуждена вторая премия, а в 1960 г. в Праге на конгрессе Международного союза технических кинематографических ассоциаций фильм «Человек с планеты Земля» был удостоен премии за качество трюковых съемок.

Тринадцать лет спустя к образу К.Э. Циолковского обратился режиссер Д.Я. Храбровицкий в кинокартине «Укрощение огня», вышедшей на экраны 12 апреля 1972 г. Это двухсерийный художественный фильм, снятый по мотивам биографии Главного конструктора С.П. Королёва и других конструкторов авиационной и ракетной техники. Роль К.Э. Циолковского исполнил Народный артист РСФСР И.М. Смоктуновский. (Кроме него на эту роль пробовался актер театра и кино В.А. Покровский.)

В числе научных консультантов фильма были выдающиеся конструкторы ракетно-космической техники, соратники С.П. Королева — А.М. Исаев и Б.Е. Черток. В фильме отображён эпизод встречи К.Э. Циолковского (Народный артист РСФСР И.М. Смоктуновский) и молодого Андрея Башкирцева – прообраза С.П. Королёва (Народный артист СССР К.Ю. Лавров) в Калуге. Вопрос о том, была ли встреча К.Э. Циолковского и С.П. Королёва на самом деле, имеет среди исследователей их творчества как сторонников, так и противников, но применительно к кинематографу, она представляет благодатный материал, т. к. является кульминационной точкой, «переломным моментом», определяющим всю дальнейшую жизнь юного Башкирцева. Циолковский делится с главным героем своими мыслями, открывает перед ним совершенно фантастическую по тем временам программу освоения космоса, осуществить которую будет суждено Башкирцеву. Съёмки этого эпизода были последними и продолжались два дня – 15, 16 февраля 1972 г. в Калуге. Места съемок – ул. Смоленская и Дом-музей ученого (его кабинет и мастерская). Режиссер и автор сценария Д.Я. Храбровицкий в своем интервью говорил: «Съемки в павильоне мы старались свести к минимуму. Даже сцену встречи Башкирцева снимали не на «Мосфильме», а в подлинном кабинете Циолковского, где до сих пор все осталось так, как при жизни ученого»[36]. Десятки раз с высокой взыскательностью проигрывали этот эпизод. И.М. Смоктуновский вспоминал: «Когда предложили играть Циолковского, очень волновался — смогу ли? Ведь Циолковский – наша национальная гордость, и хорошо, что земляки этого удивительного самородка бережно хранят все, связанное с его памятью»[37]. В Книге Почетных посетителей мемориального Дома-музея К.Э. Циолковского он написал: «Смущен, взволнован простотой жизни Гения К.Э. Циолковского. И. Смоктуновский. Февраль 72»[38]. Когда в процессе съемок Иннокентию Михайловичу предложили воспользоваться очками ученого, актер вежливо отказался, пояснив, что «это реликвия» [39]. После съемок, в Доме – музее актеры, не разгримировываясь, вместе с режиссерами и оператором, посетили Государственный музей истории космонавтики и оставили В Книге Почетных посетителей музея записи: «Горд за Родину мою, родившую таких сынов как К. Циолковский. И. Смоктуновский. 16 февраля 72 г.» и «Мы благодарим Вас за предоставленную возможность осмотреть Ваш прекрасный музей, мы благодарим Вас за радушие и гостеприимство и искренне желаем счастья и радости. Киносъемочная группа х/к «Укрощение огня». 16 февраля 72 г. Храбровицкий»[40].

Фильм «Укрощение огня» имел огромный успех у зрителя и был отмечен множеством наград. Академик Б.Е. Черток в своей книге «Ракеты и люди» писал: «Хочу заметить, что при всех сюжетных недостатках «Укрощение огня» до сих пор остается единственным художественным фильмом, в котором сделана попытка изобразить творческий процесс создания ракеты во всем его трагедийном многообразии»[41].

Рабочий момент съемок художественного фильма «Взлёт». Слева направо: режиссер С.Я. Кулиш, Е.А. Евтушенко в роли К.Э. Циолковского, А.Л. Филозов в роли друга ученого Панина. Мосфильм.

Рабочий момент съемок художественного фильма «Взлёт». Слева направо: режиссер С.Я. Кулиш, Е.А. Евтушенко в роли К.Э. Циолковского, А.Л. Филозов в роли друга ученого Панина. Мосфильм.

Двухсерийный цветной автобиографический художественный фильм «Взлет» режиссера Саввы Кулиша, снятый на киностудии «Мосфильм» стал уже четвертым произведением, в котором воплотился образ основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского. Он вышел на экраны в 1979 г. Этот период времени отмечен в советском киноискусстве тенденцией углубленного показа внутреннего мира человека, а также поисками новых решений, значительно расширявших возможности экрана. Сценарий написал Олег Осетинский, уже прославившийся тогда сценариями фильмов «Звезда пленительного счастья» и «Михайло Ломоносов».

Причину, побудившую обратиться к образу К.Э. Циолковского С.Я. Кулиш выразил в словах: «Меня всегда интересовали крупные человеческие натуры в моменты наивысшего напряжения духа, люди, чья жизнь способна оказывать влияние на судьбы человечества. Константин Эдуардович Циолковский – один из них»[42]. «О Циолковском уже был снят двадцать лет тому назад хороший фильм «Человек с планеты Земля, но фигура великого ученого со временем все более вырастает в нашем представлении, поэтому об этом гениальном человеке фильмы будут сниматься ещё не раз»[43].

На главную роль пробовались многие артисты: Р.В. Адомайтис, А.В. Баталов, В.В. Дворжецкий, Э.И. Романов, Ю.Э. Стренга, И.С. Унгуряну. Но свой выбор режиссер остановил на поэте Е.А. Евтушенко, объясняя это следующим образом: «Поиск актёра на роль Циолковского неизбежно привёл к необходимости пригласить крупную личность, прежде всего могущую осмыслить образ нашего героя. Так в ряду других кандидатур возникло имя Евгения Евтушенко. Многие относились к этому выбору с сомнением, но мы начали» [42]. Съёмки фильма проходили на улицах Калуги, и в Малоярославце в декорациях, выстроенных за стеной Черноостровского монастыря художником кино В.С. Арониным. (Снимали и в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, но при монтаже материал в работу не пошел.)

С.Я. Кулиш и Е.А. Евтушенко, чтобы глубже понять личность главного героя фильма, не раз были посетителями Дома-музея К.Э. Циолковского. Заведующий Домом-музеем, внук ученого А.В. Костин, консультировал режиссера, давал для ознакомления прижизненные труды К.Э. Циолковского, просматривал сценарий фильма, делая на страницах карандашные пометы. В результате в процессе совершенствования сценария Кулиш «перекроил» его, введя подлинные тексты ученого: «…без малого процентов восемьдесят всего произносимого с экрана — это слова Циолковского» [44, с. 42]. Его закадровый голос звучит на фоне самых разнообразных событий, сопровождаемых звуками и шумами окружающего мира. (Были и неприятности: Олег Осетинский обвинил создателей фильма в искажении авторского замысла и возбудил дело в суде, однако не смог выиграть процесс.)

А.В. Костин в своей рецензии на фильм писал: «…Глубоко гуманистические идеи Константина Эдуардовича, быть может, впервые в истории литературы и искусства показаны так рельефно и четко. Исполнитель роли Циолковского использует подлинные слова ученого, и это обогащает и сам образ, и идеи Циолковского становятся понятнее широкому кругу людей» [45].

k-10

Процесс работы над фильмом и знакомство с работами ученого обогатили духовный мир самих создателей этой кинокартины. Исполнитель главной роли Е.А. Евтушенко в одном из своих интервью говорил: «Надо сказать, когда-то я – как, к сожалению, и сейчас еще многие – имел довольно среднее представление о личности Циолковского, о его месте в русской культуре. Ну, изобретатель, ученый… Все области специальные, далекие от моих занятий. Но вот несколько лет назад купил я его философскую брошюру «Монизм Вселенной», изданную в Калуге на средства автора. Прочитал и другие его работы… Наверно для бессмертия Циолковского вполне достаточно того, что он сделал для космонавтики. Но за этим стоит еще более общая, более величественная идея. Его «ракетология» родилась из идей о человеческом бессмертии – и человечества в целом и отдельных людей, — из идеи всемирного братства. Эта мысль мне очень близкая, — в «Братской ГЭС» отражена строчкой: «Либо всеобщее братство, либо всеобщая гибель» [46].

«Я понял, — пишет Евтушенко, -что Циолковский — огромной силы философ. Причём философ оптимист. Он верил и указывал человечеству дорогу в будущее. Он сделал что-то такое большое для этого будущего, что человечество до сих пор ещё не до конца осознало. Кстати, сам город очень помогает в съёмках фильма. Ходить по улицам, по которым ходил Циолковский, бывать в доме, где он жил, гулять по парку, в котором он гулял, – всё это заставляет проникнуться атмосферой творчества, в которой творил учёный» [47]. Евгений Александрович признавался: «Меня восхитила стилистика Циолковского. Совершенно свободный, раскованный язык, свой, характерный именно для него порядок слов, точность выражения мысли, поэтичность. Посмотрите, в научной работе вдруг такая фраза: «У веселящейся старости скребут на сердце кошки…» (строка вошла в роман «Ягодные места», который Е.А. Евтушенко писал, будучи в Калуге, в перерывах между съёмками.) Или вот такая фраза «Все наши знания – прошлые, настоящие, будущие – ничто по сравнению с тем, чего мы никогда не будем знать». Я преклоняюсь перед Циолковским. Без этого я бы не смог сыграть его. Не знаю, как я сыграю, но я стал богаче на одну большую любовь» [46].

Почти два с половиной года группа работала над фильмом, в результате, по сравнению с другими кинематографическими воплощениями, получился наиболее четко очерченный образ Циолковского – мыслителя. Фильм внёс свой вклад в дело художественной разработки биографического жанра и получил Серебряный приз на XI Московском международном кинофестивале в 1979 г.

Последнее кинематографическое воплощение образа Циолковского состоялось в 2007 г., в фильме «Королёв», созданном к 100-летию со дня рождения С.П. Королёва. Основу сюжета составляет попытка осмысления малоизвестной страницы биографии Сергея Павловича начала и середины 1930-х годов. Сценарий фильма был написан режиссером Ю.В. Карой на основе книги дочери С.П. Королева Н.С. Королевой «Отец» и воспоминаний А.А. Леонова. В этом фильме также имел место эпизод приезда С.П. Королёва (артист С.В. Астахов) в Калугу к К.Э. Циолковскому в 1929 г. Роль К.Э. Циолковского исполнил Народный артист РСФСР С.Ю. Юрский.

Снимали один день — 13 мая 2006 г. на ул. Волкова и на внутренней территории Дома-музея К.Э. Циолковского. В это время в музее на втором этаже шел плановый ремонт, и многие вещи были убраны в хранилище, но для съёмок были предоставлены некоторые музейные предметы (слуховая труба, самовар, чашки, книги). Беседа К.Э. Циолковского с приехавшим Королёвым происходила в столовой-прихожей дома Циолковских, расположенной на первом этаже.

В массовых сценах принимали участие жители ул. Волкова. Все следы современной жизни у Дома–музея К.Э. Циолковского были старательно скрыты. Для того чтобы местность соответствовала действительности, часть улицы Волкова перекрыли и изменили практически до неузнаваемости. Убрали дорожный знак, сняли все мемориальные доски и указатели. «На проезжую часть и тротуар насыпали земли, во двор пустили кур. По улице ходили местные жители с ведрами, двигалась лошадь с повозкой. На дороге, прямо напротив домика ученого, «посадили» кусты и пустили гулять между ними козу с козленком» [48]. После съемок всё было восстановлено.

k-11

О своём желании сыграть роль К.Э. Циолковского С.Ю. Юрский сказал так: «Я редко сейчас снимаюсь в кино, и не очень люблю приклеивать бороды, однако здесь, как я посчитал, следует сделать исключение. Мне показалось заманчивым принять предложение режиссера Юрия Кары сыграть роль Константина Эдуардовича Циолковского, сыграть в Калуге, в его доме, потому что эта фигура мне очень интересна» [49]. Заведующая Домом-музеем, правнучка учёного Е.А. Тимошенкова, подарила С.Ю. Юрскому книгу своего прадеда «Очерки о Вселенной». Полистав её, актер сказал: «Первые фразы меня заинтересовали сразу» [48].

В Книге Почётных посетителей музея С.Ю. Юрский и Ю.В. Кара оставили свои записи. «Вот первый летний день 2006 года – 13 мая – целиком прошел в доме Циолковского. В гриме и костюме Константина Эдуардовича я радостно чувствовал сильную этих стен ауру, хранящую дух великого человека. Спасибо хранителям памяти. Поздравляю музей с 70-летием. Сергей Юрский», «Огромное спасибо замечательным работникам Дома-музея К.Э. Циолковского за сохранение колыбели мировой космонавтики и за неоценимую помощь в съёмках фильма «С.П. Королёв. Главный конструктор». Счастья Вам, дорогие, здоровья, вечной жизни Вашему Музею! Кинорежиссёр Юрий Кара. 13.05.06 г.»
На сегодняшний день создано пять художественных фильмов о К.Э. Циолковском. Пять художественных образов учёного, представляющего национальное достояние страны. Каждая работа была продуктом определённого времени и видения создателей.

Образ гениального ученого, мыслителя вновь ждет своего нового кинематографического воплощения. Как сказал Савва Кулиш, «Образ Циолковского неисчерпаем. Только сегодня – в космический час планеты – начинается истинное осмысление наследия, оставленного великим ученым. Я убежден, что кинематограф еще не раз обратится к личности этого человека из будущего»[42].

Литература и источники

1. Воробьев Б.Н. Письмо заместителю начальника ГВФ А.П. Быкову о расследовании причин переноса экранизации фильма по сценарию Н.А. Каринцева «Энтузиаст науки К.Э. Циолковский» с 1940 г. на 1941 г. Б/д. М/п. // ГМИК. Ф.6. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л.4.
2. С.Д. Бесков. Письмо начальника Главного Управления научных и учебно-технических фильмов С.Д. Бескова начальнику Политуправления ГВФ И.С. Семенову о включении научно-популярного фильма о работах К.Э. Циолковского «В просторах Вселенной» в тематический план кинокартины 1941 г . // Там же. Л.1.
3. Гребнер Г.Э. Тетрадь с записями творческих замыслов литературного сценария «Циолковский» 1946 – 1949 гг. // РГАЛИ. Ф.2014. Оп.2. Ед. хр. 44. Л. 1-2.
4. Довженко А.П. «Путешествие на Марс» = «Полет на Марс» = «В глубинах космоса. Краткое содержание художественного научно — фантастического сценария о полете на Марс и другие планеты». Варианты. 24.05.-14.06 1954. Автограф. М/п. с правкой и подписью автора // РГАЛИ. Ф. 2081. Оп. 1. Ед. хр. 215. Л.1 – 44.
5. Воробьев Б.Н. Заявление на имя директора Московской киностудии научно-популярных фильмов. Черновой вариант. Б/д. Автограф // ГМИК. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 138. Л. 21.
6. Воробьев Б.Н. Наброски сценария фильма о К.Э. Циолковском. Б/д. Автограф // Там же. Л. 9,10.
7. Ляпунов Б.В. Письмо К.Э. Циолковскому. 26.02.1933. Автограф // АРАН. Ф. 555. Оп. 4. №379. Л. 1.
8. Бедлинский К. Дорога к звездам // Молодой ленинец (Калуга). 28.8.1957.
9. Соколова В. Калужские школьники – участники съемок фильма о Циолковском // Молодой ленинец. (Калуга). 09.18.1957.
10. Ассонов В.В. Письмо Н.С. Хрущёву. 29. 04.1958 . М/п. ГМИК им. К. Э. Циолковского Ф 6. Оп. 1. Ед. Ед. хр. 137. Л.8.
11. Воробьев Б.Н. Черновые заметки. Б/д. Автограф // ГМИК. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 138. Л. 8.
12. Ассонов В.В. Письмо Н.С. Хрущёву 29. 04.1958 . М/п. ГМИК им. К. Э. Циолковского Ф 6. Оп. 1. Ед. хр. 137. Л.8.
13. Чуркин А. «Дорога к звёздам» // «Вечерний Ленинград». 01.12.1957.
14. Дорога к звездам // Знамя(Калуга). 25.12.1957.
15. Звездный мечтатель // The Star dreamer (2002). Документальный фильм. https://www.youtube.com/watch?v=TGR96EVrtEs 02.08.2017.
16. http://www.koltunov.ru/Other.htm 02.08.2017.
17. Черты моей жизни. «Золотая аллея». 2007. С. 13-14.
18. Благонравов А.А. Письмо Б.Н. Воробьеву. 31.01.1956. М/п. // ГМИК. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 138. Л. 2.
19. Воробьев Б.Н. А.А. Черновик письма А.А. Благонравову. Б/д. Автограф // Там же. Л. 12.
20. Благонравов А.А. Письмо Московской киностудии художественных фильмов им. М. Горького 22.02.1956. Автограф // Там же. Л. 12.
21. Творческие заявки на сценарии Правление Советских Писателей. Комиссия по кинодраматургии ССП. 1951 г. // РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 3. Ед. хр. 417. Л. 5.
22. Воробьев Б.Н. Письмо Благонравову А.А. 16.02.1957. Автограф // ГМИК. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 138. Л. 11.
23. Бабина С. Письмо директору киностудии им. М. Горького Г.И. Бритикову, 10.09.1957. М/п. // РГАЛИ. Ф. 2468. Оп. 2. Ед. хр. 1018. Л.54.
24. Ассонов В.В. Письмо Н.С. Хрущёву. 29. 04.1958. М/п.// ГМИК. Ф.6. Оп. 1. Ед. хр. 137. Л.15.
25. Ассонов В.В. Письмо министру культуры Михайлову Н.А. 06.07. 1958. М/п. // Там же Л. 53.
26. Ассонов В.В. Письмо Г.И. Бритикову. 24.07. 1958. М/п. // Там же. Л. 65.
27. Чухров В. Письмо Директору МХАТ им. Горького А.В. Солодовникову. 22 июля 1958 г. М/п. // ГМИК. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 138. Л.58.
28. В. Чухров. Фрагмент письма. // Там же. Л. 61.
29. Воробьёв Б.Н. Циолковский. М. 1940. С. 95.
30. Чухров В. Критические заметки по сценарию «Человек с планеты Земля». Б/д. М/п. // ГМИК. Ф.6. Оп. 1. Ед. хр. 137. Л. 60.
31. Л.Г. Каннинг. Письмо С.И. Самойловичу. Б/д. М/п. // Там же. Л. 23.
32. Протокол обсуждения киносценария В. Ежова и В. Соловьева о К.Э. Циолковском «Человек с планеты Земля» в Доме партийного просвещения в Калуге 29.05.1958. М/п. // Там же. Л. 21-24.
33. Бритиков Г.И. Письмо Б.Н. Воробьеву. 06.06.1958. М/п. // Там же. Л. 25.
34. Бунеев Б. «Подвиг ученого». Советские фильмы о завоевании космоса // Всесоюзный государственный институт кинематографии. М.1971. С.76.
35. Георгиев В. Фильм о К.Э. Циолковском // Знамя (Калуга) 16.01.1959.
36. «Укрощение огня» Идут съемки. // Советский экран. 1972. № 8. Л. 10.
37. Дидоренко О. Две космические серии // «Знамя» (Калуга) 17. 02. 1972 г.
38. Книга Почетных посетителей мемориального Дома-музея К.Э. Циолковского // ГМИК. Ф.10. Оп. 1. Ед. хр. 97. Л. 38.
39. Фомин А. Необычная экскурсия // Молодой ленинец.(Калуга) 19.02.1972.
40. Книга Почетных посетителей Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского // ГМИК. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 95. Л. 63 (об.).
41. Черток Б.Е. Ракеты и люди. М: Машиностроение. 1994. книга 1.
42. Локтев А. «Взлёт»: Интервью С. Кулиша // Советский экран. 1979. № 16. С. 4-5.
43. Встреча с авторами киноленты о Циолковском // За коммунистический труд. 30.05.1978.
44. Голованов Я. Пульс великой жизни // Искусство кино. 1980. №9. С. 42.
45. Костин А.В. Отзыв о фильме «Взлёт» // Из собрания А.В. Костина.
46. Латышев В. Изобретательство – это самосовершенствование // Изобретатель и рационализатор. 1979. №1. С. 38.
47. Шапкин В. Циолковский в интерпретации Е. Евтушенко // Знамя. 01. 07. 1978.
48. Юрский в Калуге сыграл гения // Калужский перекресток. 16.05.2006.
49. http://ruskino.ru/mov/9536 02.08.2017.

Калуга

2016

Научная библиотека

О Циолковском написано много: книги, научные и научно-популярные статьи, эссе, воспоминания, предисловия и послесловия к изданиям трудов. Большой вклад в сохранение документального наследия, изучение жизни и научной деятельности, сбор воспоминаний о Циолковском внёс коллектив музея.

Грани жизни и деятельности

Аптекарь, спонсор Циолковского

Богатство научно-технической мысли К.Э. Циолковского

Из истории научного наследия К.Э. Циолковского

История завещания Циолковского

К изучению темы «К.Э. Циолковский и книги»

К истории издания и распространения статьи К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903 г.)

К.Э. Циолковский глазами кинематографистов. Из истории создания художественных фильмов о К.Э. Циолковском

К. Э. Циолковский и калужане

К.Э. Циолковский и эпоха 1860-х – 1870-х годов

К.Э. Циолковский и Я.И. Перельман

Как работал К. Э. Циолковский над проблемой создания дирижабля

Научные контакты К.Э. Циолковского в последние годы его жизни

Научные связи К. Э. Циолковского в Петербурге (Ленинграде)

Научные связи К.Э. Циолковского с зарубежными учеными

О научных связях К.Э. Циолковского и В.В. Рюмина

О научных связях К. Э. Циолковского с общественными и государственными организациями

О признании научного приоритета К.Э. Циолковского

Собрание материалов по истории «Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов и механизмов» в фондах Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

Циолковский и Горький

«Я был страстным учителем»

«Я такой великий человек, которого еще не было, да и не будет…»

Семья, дом, быт
К.Э. Циолковский как мыслитель
К.Э. Циолковский и русский космизм