«…как и в Боровске, меня тянуло к реке. В  Калуге выстроили двойную лодку моей системы. Работал,  главным  образом, я. Лодка имела кабину и большое гребное колесо. Все, сидящие на лавочках,  без всякого уменья могли вращать это колесо, сидя удобно в тени и в защите от дождя и ветра. Людка годилась даже для танцев – так была устойчива (двойняшка) и легко шла против течения. Были частые и интересные прогулки…», — эти слова взяты из автобиографии Циолковского «Черты из моей жизни».  Вспоминала об этом и дочь ученого  Мария: «Одним из ярких впечатлений детства осталось катание на двойной лодке с помостом. Лодка эта конструировалась под руководством отца, и делали ее вместе с ним Каннинг (хороший знакомый ученого) и братья Доброхотовы.  Было мне тогда  лет  пять. Очень мне понравилось, что во время прогулки мы ели кашу и пили чай.

Так было несколько раз. Веслами на этой лодке не гребли, а двигали руками поперечный шест, ведущий, вероятно, к гребному колесу. Тогда я этого не понимала. Потом лодки были разъединены, и папа получил одну из них.  В этой лодке катались под парусом. Плавали вверх по Оке – оттуда по течению было легче плыть обратно. Осталась в памяти какая-то разбитая баржа на том берегу. Почему-то эта баржа казалась мне таинственной. Иногда на ней мы отдыхали и завтракали. В лодке, о которой я рассказываю, дно было полукруглое, иногда в нее просачивалась вода, тогда отец с братом  настилали ивняк, и это было очень приятно. Несколько позднее отец сделал лодку другой конструкции, и мы нередко на ней катались.  Была она узкая, очень длинная и мелкая. Больше трех человек в ней не помещалось.  На этой лодке мы тоже ходили под парусом.

Когда отец чувствовал, что заниматься он не может,  и у него не выходят сложные вычисления, он говорил нам: «Ну, сегодня я могу с вами покататься». Я приходила в восторг.   На прогулку он обыкновенно брал меня и кого-нибудь из братьев – Сашу или Ваню. Но поездки эти были нечастые.  Отец предпочитал заниматься своим делом. Особенно он ценил утреннее время.

Вообще от прогулок по Оке сохранились исключительно теплые воспоминания. Берега были красивы, живописны: правый обрывистый, заросший ивняком и мелким лесом. Вода так блестела сквозь кусты, что больно было глазам…  Помню возвращение в темноте, когда вода сливается с берегом. Только по слабым отражениям огоньков можно отличить, где пристать к берегу… Я всегда любила воду, лес. Наверно, отец приучил меня любить природу так, как он сам ее любил».

Сохранилось описание лодки, оставленное А.В. Ассоновым: «На свои средства во дворе своего дома Каннинг с товарищами построил под руководством Константина Эдуардовича лодку системы Циолковского,  которую потом свезли к реке по частям и на месте собрали. Эта лодка представляла собой подобие современного катамарана. Доски, из которых состоял корпус лодки, суживались к концам, стенки были просверлены и стянуты проволокой и гайками – получалась полусигара.  На двух таких полусигарах была полуплатформа, на ней – скамья. Мы садились и двигали коромысло. Передача была на гребное колесо сзади лодки, руль помещался спереди. Однажды после неудачной поездки по Оке, когда лодку вертело, несло по течению, и она совершенно не слушалась руля, я и Константин Эдуардович шли домой. Он задумчиво сказал: «Руль спереди не действует, странно!» После этих опытов руль перенесли на корму. Вскоре один любитель поставил на лодку керосиновый двигатель, но он постоянно останавливался. Когда начиналась починка, лодку тем временем несло по реке».

Действительно, летом 1903 года на Оке появилась лодка, приводимая в движение керосиновым двигателем. В то время это была единственная моторная лодка в Калуге.  Естественно, она оказалась в центре внимания горожан. Изобретение лодки приписывали  аптекарю П.П. Каннингу. Чтобы рассеять неверные толки, Каннинг послал письмо в редакцию газеты «Калужские губернские ведомости». 24 июня 1903 года оно было опубликовано: «Ввиду неверных слухов по поводу постройки лодки, заявляю, что система скрепления досок в лодке и формула кривой, образующей форму лодки, принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому, система керосинового двигателя и самая постройка его принадлежат Илье Петровичу Доброхотову, мне же принадлежит идея применения двигателя  г. Доброхотова к лодке системы Циолковского. Следовательно, ни самого двигателя, ни системы лодки я не изобретал».

В 1957 году в Калуге происходили съемки художественного фильма «Человек с планеты Земля», посвященного К.Э. Циолковскому. Так вот, в этом фильме планировалось показать эпизод с катанием героя на самодельной лодке. Как сделать для съемок такую лодку, никто не знал. К счастью, нашелся старый калужанин, хорошо помнящий ее устройство. Под его руководством лодка и была изготовлена.