Инклюзивный грантовый проект «Доступ в открытый космос» в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского предполагает реализацию просветительской программы, состоящей из тематических блоков, посвящённых разным разделам космонавтики, которая предназначена для детей от 7 до 16 лет и молодых взрослых до 23 лет с особенностями ментального развития. 18 июня 2023 года на площадке музея состоялось пробное занятие на тему «Жизнь в космическом доме (МКС, Орбитальный комплекс «Мир»)» в рамках этой программы. Партнёром калужского музея истории космонавтики в реализации инклюзивного проекта выступает АНО Центр Развития Социальных и Творческих Инициатив «Открытый Мир».

Занятие «Жизнь в космическом доме (МКС, Орбитальный комплекс «Мир»)» подготовили и провели экскурсоводы ГМИК имени К.Э. Циолковского Алина Соленкова и Татьяна Гурч. В нём приняли участие 8 ребят с ментальными особенностями, пятеро из которых были подростки моложе 18 лет, а трое – молодые люди от 18 до 22 лет.

В начале состоялось знакомство ведущих и участников мероприятия. Ребятам сообщили, что занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Участникам были предложены способы передвижения по музею, и в итоге был выбран наиболее комфортный для всех вариант — эскалатор. Первую часть занятия провела Алина Соленкова. Она рассказала, как живут и работают космонавты на орбите, какие эксперименты с животными и растениями проводятся в космосе. Всё это ребята узнали, посетив макет базового блока орбитальной станции «МИР» и экспозицию нового здания музея.

Ответственной за вторую часть занятия – практическую – была Татьяна Гурч. Под её руководством ребята воспроизвели космический эксперимент в земных условиях: посадили репчатый лук в торфяные горшочки, на которых они написали свои имена. Для этого они использовали землю для посадки, лук-севок, перчатки и лейки. В конце занятия ребятам было дано задание наблюдать за ростом луковиц у себя дома. При появлении зелёных пёрышек лука ребята с разрешения родителей смогут употребить их в пищу, как это делают настоящие космонавты на орбите.

Старшие участники мероприятия выступили в качестве экспертов и  предоставили свои отзывы о готовности музея принимать посетителей с ментальными особенностями.

Участник мероприятия Виктор Гурков (18 лет): «Занятие проходило в комфортной непринуждённой обстановке, мы задавали вопросы и получали на них развёрнутые ответы, много шутили, получили много новых знаний (мушка-дрозофила, тритон, способ мытья на МКС и др). Мне очень понравилось душевное отношение экскурсовода к нам и к информации, которую она нам рассказывала. Вся наша группа была одним целым организмом при получении новых знаний».

Участник мероприятия Иван Труденко (21 год): «В музее не было лишних раздражителей, атмосфера была комфортной. Материал был представлен в интересной и понятной для нас форме. Экскурсоводы отвечали на все наши вопросы».

Участник мероприятия Евгений Дунаев (22 года): «Перед началом занятия Татьяна и Алина представились, затем узнали имена всех участников нашей группы. Для меня было очень необычно и приятно, что ведущие занятия обращались ко всем ребятам на «Вы». Для прохода в зал нам предстояло воспользоваться эскалатором или лифтом. Ведущие занятия выяснили у нас, какой способ будет более комфортным. На занятии постоянно менялись виды деятельности. Для нас было очень полезно почувствовать себя космонавтами на практике. Мы провели эксперимент по выращиванию растений, но в земных условиях: посадили репчатый лук. Во время практической части занятия была организована работа в группе, при выполнении которой мы с удовольствием помогали друг другу, давали советы и непринужденно общались».

В процессе реализации просветительской программы проекта «Доступ в открытый космос» планируется провести занятия по следующим темам:

1. Ключ на старт (установочное занятие)
  2. Дирижабль К.Э. Циолковского. Мечты о полёте
  3. Мы первые в космосе. Спутники
  4. Наши верные друзья на Земле и в космосе
  5. В космос на ракете
  6. Профессия «космонавт»
  7. Жизнь в космическом доме «МКС»
  8. Занимательная астрономия. Путешествие по Солнечной системе
  9. Летим к планетам
  10. К полёту готовы! (итоговое занятие)

Занятия для двух групп детей и подростков с ментальными особенностями начнутся в ГМИК имени К.Э. Циолковского уже с 11 июля. Ребята с нетерпением ждут знакомства с историей освоения космоса и хотят узнать много нового и интересного!