14 октября 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения  выдающегося  советского учёного, создателя авиационных и ракетных двигателей, Главного конструктора ОКБ-154 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике Семёна Ариевича Косберга.

Семён Косберг родился в 1903 году в городе Слуцке (Белоруссия) в семье кузнеца-кустаря. Чтобы помочь родителям – в семье было девять детей, – с 1919 до 1925 года он работал кузнецом и мастером по металлу в кузнице отца. Параллельно с этим юноша учился, посещая вечерние занятия в средней школе.

В 1925-1926 годах проходил Косберг срочную службу в армии. После демобилизации он работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде. С 1927 по 1929 год Семён Косберг учился в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина, затем – в Московском институте авиации (сегодня – МАИ), который окончил в 1931 году.

В 1931 году С.А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела. В ЦИАМ он занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей, поскольку карбюраторные системы впрыска были недостаточно эффективны. Разработанная им технология непосредственного впрыска топлива, прорывная на тот момент, позволила существенно повысить мощность, экономичность и эксплуатационные характеристики авиационных двигателей.

Как талантливый инженер и энергичный организатор С.А. Косберг в 1940 году назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода №33 (Москва) Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе. Под его руководством создаются агрегаты и системы топливопитания и регулирования для многих авиационных поршневых и газотурбинных двигателей.

С началом Великой Отечественной войны ОКБ завода № 33 разделили на два предприятия. Одно из них было эвакуировано в г. Бердск Новосибирской области на завод № 296 НКАП. Вскоре предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен Семён Косберг. Был создан и запущен в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Использование этой системы существенно улучшило полетные характеристики двигателя, который гарантировал советским истребителям преимущества по сравнению с лучшими немецкими машинами.

Моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях Ла-5 и Ла-7 генерального конструктора С.А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора А.Н. Туполева, а после войны — на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С.А. Лавочкина, пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14 генерального конструктора С.В. Ильюшина.

Уже после Великой Отечественной, в 1946 году, предприятие перебазировалось в Воронеж и стало называться ОКБ-154 (КБ химической автоматики).

10 февраля 1958 года произошла встреча С.А. Косберга и его соратника А.Д. Конопатова с С.П. Королёвым, положившая начало их сотрудничеству. В том же году в ОКБ-154 начались работы для освоения внеземного пространства. Сергей Королёв поручил воронежскому предприятию создать двигатель для первого в истории полёта на Луну.

С помощью воронежского двигателя РД-0105 14 сентября 1959 года станция «Луна-2» впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с гербом СССР. А 4 октября наш космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону спутника Земли. Заслуженными наградами Семёна Ариевича за вклад в освоение Луны стали кратер на ее обратной стороне, названный в честь Косберга, ученая степень доктора наук и Ленинская премия.

На освоении Луны космические успехи талантливого конструктора не закончились. Впереди была другая работа в интересах всего человечества – разработка нового двигателя для первого полёта человека в космос. РД-0109, предназначенный для полета Юрия Гагарина, создавался уже в Воронеже. Год и три месяца потребовались на его разработку.

Двухступенчатая ракета-носитель «Спутник», разработанная Королёвым, успешно запустила на орбиту три первых земных спутника. Однако дальнейшее увеличение массы выводимых на орбиту аппаратов для исследования космоса было невозможно без создания третьей ступени для достижения второй космической скорости (11,2 км/с), позволяющей преодолеть земное притяжение. Талантливому инженеру-конструктору Семёну Косбергу решение этой труднейшей задачи оказалось по плечу.

12 апреля 1961 года этот двигатель вывел в космос ракету «Восток» с первым космонавтом на борту. В центре управления полётами наступила полная тишина. Все замерли в тревожном ожидании. Больше всех, конечно, волновался сам Косберг, главный конструктор двигателей последней ступени ракеты. Вот как описывал это эпохальное событие журнал «Техника молодежи»: «Косберг, вот такой, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше. Показалось, что он врос в землю. На площадке много людей, и все с немым вопросом смотрят на него. И вдруг – веселый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг сработал!» Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше своего роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!» А он стоит, улыбается такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может»…

Коллективный подвиг первопроходцев советской науки и техники 12 апреля 1961 года навсегда вписал имя С.А. Косберга в историю космонавтики. За выдающиеся заслуги в создании ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Рассказывают, что именно С.А. Косбергу дал свой первый автограф после приземления первый космонавт. Конструктор встречал его в составе официальной делегации на поле недалеко от города Энгельса, куда приземлилась капсула с Юрием Гагариным. Семён Косберг протянул ему свежий номер местной газеты «Волжская коммуна». На странице газеты, рядом с сообщением ТАСС о своем полёте, первый человек, увидевший Землю из космоса, написал: «С.А. Косбергу за третью ступень».

Очередными разработками ОКБ стали более мощные кислородно-керосиновые жидкостные ракетные двигатели (ЖРД): РД-0107 для третьей ступени ракеты-носителя «Восход»; РД-0108 и на его базе существенно модернизированный двигатель РД-0110 для третьей ступени (блок «И») ракеты-носителя «Союз». По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники. С помощью ракеты-носителя «Восход» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а с помощью РН «Союз» выполнялись все задачи выведения на орбиту космических кораблей типа «Союз» с космонавтами на борту и грузовых кораблей типа «Союз Т» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».

Большой заслугой С.А. Косберга было создание в ОКБ за короткий срок современной испытательной базы с хорошо оснащенными экспериментальными лабораториями. Стало возможным вести разработку более мощных ЖРД, работающих как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения. Первыми из таких ЖРД стали РД-0202 и РД-0205 соответственно для первой и второй ступеней ракеты-носителя «Протон» генерального конструктора В.Н. Челомея. На их основе были разработаны двигатели РД-0210 и РД-0211 для второй ступени и РД-0212 для третьей ступени ракеты-носителя.

Создание двигателей для ракеты-носителя «Протон», как и появление самой ракеты подобного класса — крупное достижение ракетно-космической техники. С помощью этой ракеты решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадки на Марс и Венеру, вывод долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» в космос и спутников на стационарную орбиту.

Отработка и сдача в эксплуатацию упомянутых двигателей закончена без С.А. Косберга.   3 января 1965 года он погиб в автомобильной катастрофе в Воронеже. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Именем С.А. Косберга названа улица в Воронеже. На доме в Воронеже, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В 1999 году на территории КБ химавтоматики в Воронеже открыт бронзовый бюст выдающего конструктора.

В экспозиции Второй очереди Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского находится технологический образец жидкостного ракетного двигателя РД-461 (более поздний шифр – РД-0110), который использовался в составе третьей ступени ракеты-носителя «Союз». С помощью двигателей РД-461 осуществлялись запуски искусственных спутников Земли серии «Космос», космических кораблей «Восход», «Союз-Т», «Союз-ТМ», космических аппаратов «Прогресс», «Луна 4 – Луна 14», «Прогноз», «Молния», «Зонд-1» — «Зонд-3», «Марс-1», «Венера-1» — «Венера-8» и других. Двигатель является разработкой Конструкторского бюро химавтоматики под руководством С.А. Косберга в 1963-1964 годах.

 

Фотографии из архива ГМИК имени К.Э. Циолковского