20 ноября 1998 года ракета-носитель «Протон-К», стартовав с космодрома Байконур, вывела на орбиту первый модуль МКС — созданный в России функционально-грузовой блок «Заря». Международная космическая станция используется для проведения медико-биологических исследований, производства высокотехнологичных материалов и биопрепаратов, изучения поведения человека в условиях длительного космического полёта, исследований микрогравитации и астрофизики, изучения атмосферы и поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и для прикладных целей, отработки технологии строительства в космосе крупных сооружений и осуществления межпланетных перелётов.

В том же году, 7 декабря, модуль «Заря» был пристыкован к американскому узловому модулю «Unity», доставленному в космос шаттлом «Индевор» (миссия STS-88). Так началась сборка самого большого в истории объекта, сделанного руками человека, на орбите Земли.

Два годя спустя, 2 ноября 2000 года, МКС начала работу в пилотируемом режиме. В составе экипажа МКС-1 были российские космонавты Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и американский астронавт Уильям Шепард.

По данным «Роскосмос», в ходе строительства и эксплуатации МКС выполнено 275 пусков. На станцию прибыло 115 пилотируемых и 152 грузовых корабля. На станции побывало 273 человека из 21 страны. В рамках проекта МКС осуществлены 269 выходов в открытый космос.

Больше всех на МКС прилетали россияне Юрий Маленченко, Федор Юрчихин и Олег Кононенко — по пять раз.

Участники самой  длительной космической экспедиции на МКС  —  россияне Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и американец Франциско Рубио. Они провели на станции 370 суток 21 час 22 минуты 16 секунд (от старта 21 сентября 2022 года до посадки 27 сентября 2023 года). За время существования МКС было проведено 350 коррекций орбиты, 196 из них — кораблями «Прогресс»; выполнены 337 стыковок и перестыковок кораблей и модулей, из них 190 на российском сегменте и 147 — на американском.

В создании и эксплуатации МКС участвуют 15 стран — Россия, США, Япония, Канада, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария и Швеция. Организационно станция разделена на российский и американский сегменты. В российский сегмент входят функционально-грузовой блок «Заря», служебный модуль «Звезда», малые исследовательские модули «Поиск» и «Рассвет», многоцелевой лабораторный модуль «Наука» и узловой модуль «Причал», в американский — узловые модули «Unity», «Harmony» и «Tranquility», лабораторные модули «Destiny» и «Columbus», шлюзовой отсек «Quest», экспериментальный модуль «Kibo», обзорный модуль «Cupola», многоцелевой модуль «Leonardo» и надувной модуль «BEAM».

В настоящее время на борту МКС работает экипаж 70-й длительной экспедиции в составе космонавтов «Роскосмоса» Олега Кононенко, Николая Чуба и Константина Борисова, астронавтов NASA Жасмин Могбели и Лорал О’Хары, астронавта ESA Андреаса Могенсена и астронавта JAXA Сатоси Фурукавы.

В большом атриуме Второй очереди ГМИК имени К.Э. Циолковского посетители могут увидеть макет Международной космической станции в масштабе 1:20, а в историческом здании музея, в зале «Мы первые в космосе», имеется раздел экспозиции, посвящённый работе МКС.

Фотография из открытых источников