Вторая половина марта и начало апреля 2024 года ознаменованы пролётом недалеко от Земли красивого небесного тела — кометы 12P/Pons-Brooks, как она называется по международной классификации. Комета была открыта 12 июля 1812 года французским астрономом Жан-Луи Понсом в Марсельской обсерватории. Потом, как это часто бывает с малыми телами Солнечной системы, она была потеряна на многие годы и обнаружена заново лишь в 1883 году британским астрономом Уильямом Бруксом.

Период обращения кометы вокруг Солнца составляет около 70 лет, что является достаточно коротким промежутком времени по астрономическим меркам. Поэтому она относится к классу короткопериодических комет и в этом имеет сходство с более знаменитой кометой Галлея.

Самое близкое положение к Солнцу комета достигнет 21 апреля. В это время её хвост будет иметь максимальную длину из-за солнечного излучения. Однако лучшее время наблюдений небесной странницы наступает в конце марта. Дело в том, что приближаясь к Солнцу по орбите, комета приближается к нему и на нашем небосводе, что делает её более трудным объектом для наблюдения.

Комета Понса-Брукса 11 марта 2024 г.,
фото Ионовой Натальи (выпускницы астрономического кружка ГМИК им. К.Э. Циолковского)

Расчетное и наблюдаемое изменение яркости кометы

Сейчас комета уже демонстрирует яркость больше расчетной примерно на 1 звёздную величину и достигла значения +5m. Это значит, что за городом, где нет засветки, человек с острым зрением уже может различить её на небе невооруженным глазом. Ну а если воспользоваться биноклем или фотоаппаратом, то комету можно поймать уже и в городе.

Кстати, комета Понса-Брукса известна ещё тем, что иногда её яркость часто внезапно меняется. Эти вспышки объясняются процессами криовулканизма с выбросом воды и газов из недр кометы. Поэтому наблюдение этого космического тела является важным и с научной точки зрения. А кроме всего, кома — облако газа вокруг кометы, имеет ещё красивый зелёный цвет, который точно порадует глаз ценителей звёздного неба.

Искать комету следует через час после захода Солнца в районе созвездия Андромеды. При этом комета движется достаточно быстро по небесной сфере в восточном направлении. Эфемериды (координаты) кометы можно уточнить на сайте: http://astro.vanbuitenen.nl/comet/12