«…Создание коллектива единомышленников, творцов-энтузиастов своего дела – задача не менее сложная, чем разработка хорошего самолёта».

С.В. Ильюшин

130 лет назад, 31 марта родился Сергей Владимирович Ильюшин (1894 — 1977) — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2, создатель своей школы в самолётостроении.

Под его руководством были созданы серийные штурмовики Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов. Всего построено свыше 60000 самолетов.

Сергей Владимирович Ильюшин родился в Вологодской губернии в крестьянской семье. Окончив земскую начальную школу, трудился разнорабочим. В 1914 году он был мобилизован в армию и попал в авиацию – проверял и готовил к полётам самолёты. В 1917 году Ильюшин прошел школу лётчиков и получил удостоверение пилота-авиатора. Участвовал в гражданской войне. В 1921 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота и увлекся планеризмом, а с 1926 года начал работать председателем самолётной секции в Научно-техническом комитете ВВС. В 1931 году Сергей Владимирович Ильюшин возглавил конструкторское бюро ЦАГИ.

Самостоятельную конструкторскую деятельность Ильюшин начал в 1933 году в ЦКБ завода им. Менжинского. Под его руководством в ЦКБ работала бригада, начавшая свою деятельность с проектирования дальнего бомбардировщика ДБ-3.

Сергей Владимирович обладал невероятной работоспособностью и одновременно высокой требовательностью. Свою команду расширял за счёт совсем юных выпускников авиационного института и сразу ставил им серьёзные задачи.

Работа над самолётом Ил-2 положила начало другому направлению в деятельности конструкторского коллектива Ильюшина – разработке бронированных штурмовиков, предназначенных для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя.

К началу Великой Отечественной войны было налажено серийное производство Ил-2. Всего (вместе с усовершенствованным Ил-10) была построена 41 тысяча таких боевых машин – рекордное число в истории мировой авиации. Немецкие солдаты называли Ил-2 «чёрной смертью», а советские историки – «легендарным самолётом».

После войны конструкторский коллектив Ильюшина приступил к работе над экспериментальным реактивным бомбардировщиком Ил-22 – первым самолётом с подвеской двигателей в гондолах на пилонах под крылом. На Ил-22 изучались важные проблемы реактивной авиации, решение которых было необходимо для развития авиационной техники. Ил-28 – первый в нашей стране (из принятых на вооружение) фронтовой реактивный бомбардировщик. В конструкции этого самолёта оптимально сочетались лётные и пилотажные характеристики, средства нападения и защиты.

В 40-е годы получило начало другое основное направление деятельности конструкторского бюро Ильюшина – разработка самолётов для гражданской авиации. В 1943 году Ильюшин приступил к созданию пассажирского самолета для послевоенного времени. Так появился Ил-12 – пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 27-32 пассажиров и максимальную дальность полёта до 2000 км. Самолёт имел ряд модификаций, использовался и как грузовой (наиболее широко в полярной авиации). Затем последовали Ил-14, Ил-18, а в январе 1963 года свой первый полёт совершил Ил-62, который серийно производился до 1995 года.


Талант Ильюшина проявился не только в выдвижении и разработке новых идей, в создании замечательных самолётов. Сергей Владимирович смог вырастить сплочённый коллектив с высокой творческой отдачей.

Сергей Владимирович Ильюшин умер 9 февраля 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За свою научную и конструкторскую деятельность Сергей Владимирович награждён восемью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями. Трижды Герой Социалистического Труда, единственный лауреат семи Сталинских премий, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Сергей Владимирович Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации. Разработанные им самолёты на каждом этапе развития авиации — новинки технической мысли.